Москва и Пекин должны быть готовы к созданию альтернативных соцсетей и мессенджеров, заявил на полях IV форума СМИ двух стран в Шанхае заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Волин.
«Российские и китайские СМИ сегодня, став влиятельными игроками на мировом медиарынке, неминуемо начали сталкиваться с недобросовестной конкуренцией, которая выражается, в частности, в том, что правдивость той политики, которую они проводят, ставится под сомнение или возникают прямые ограничения на распространение информации. Если Twitter, YouTube или Facebook будут идти по пути выкидывания российских и китайских СМИ из своей среды, то нам не останется ничего иного, как создавать новые каналы распространения, как думать об альтернативных социальных сетях и мессенджерах», — приводит ТАСС слова Волина.
По его словам, двум странам необходимо «искать общие подходы» и «разрабатывать ответные шаги», чтобы их точка зрения доходила до других людей. При этом ранее замминистра говорил о том, что блокировки в интернете — это неэффективный метод, поскольку люди быстро учатся их обходить, «даже не замечая, что они имеют дело с технологиями, позволяющими обходить блокируемый контент». В качестве примера он привел ситуацию в Китае, где, по его словам, «работают и Telegram, и WhatsApp, которые здесь официально заблокированы».
«Если тот, кого вы блокируете, имеет достаточное количество интеллектуальных, материальных и ИТ-ресурсов, то крупный игрок в состоянии блокировки избежать. Это та данность, с которой надо жить», — ранее говорил Волин.
Интересно, что аудиторско-консалтинговая компания Deloitte провела опрос, изучив предпочтения россиян по мессенджерам. Лидером оказался WhatsApp, его установили 69% пользователей смартфонов, на втором месте оказался Viber с 57%, а на третьем — Skype с 45%. Заблокированный Роскомнадзором Telegram продемонстрировал тенденции к росту популярности — еще год назад им пользовались 17% россиян, а теперь — 25%.
При этом мессенджеры в России не монетизируются и вряд ли будут монетизироваться. Об этом «Ведомостям» рассказал аналитик Sova Capital Александр Венгранович.
«Наиболее очевидный путь монетизации – работа с корпоративными заказчиками рекламно-информационных рассылок, банками, розничными сетями и прочим. Чем больше охват мессенджера, тем более успешным будет для него развитие этого бизнес-направления», — сказал он.
По словам управляющего партнера AC&M-Consulting Михаила Алексеева, мессенджеры в перспективе могут превратиться в новый основной вид средств массовой информации. Об том же, по сути дела, говорил и Волин. Кстати, в августе Китай запустил платформу для опровержения слухов — Piyao, она включает мобильное приложение и учетные записи в социальных сетях Weibo и WeChat. Она работает под контролем 27 государственных ведомств, в том числе Центральной партийной школы.
«Через свои каналы Piyao транслирует «настоящие» новости. До этого, в июле, китайские интернет-регуляторы получили около 6,7 млн сообщений о незаконной или ложной информации», — пишет РБК.
Добавим, что с точки зрения защищенности переписки пользователей в мессенджерах, большой разницы, какой платформой пользоваться, нет. Об этом говорят специалисты, занимающиеся СОРМ. Оперативно-технические службы российских правоохранительных органов давно научились вычленять из общего массива информацию, относящуюся к мессенджерам.
«Сами оперативники для большей безопасности рекомендуют отправлять одно сообщение при помощи сразу нескольких приложений. Например, начало в Viber, середину в WhatsApp, а конец в тот же Telegram. Основной разницей с прослушкой телефонных переговоров специалисты по безопасности называют быстрое развитие и появление на рынке новых мессенджеров, вскрытие которых в интересах государства возможно только в индивидуальных случаях. С применением специалистов, в каждом отдельно взятом случае, что порой не гарантирует успеха», — пишет РИА «Новый День».