Военный флот после раздела стоял в Севастополе, и хотя это положение, как и нейтральный статус нового государства было закреплено в основополагающих документах по образованию Украины, натовские стратеги сразу же начали последовательную работу по вытеснению всего русского в находящейся под управлением Киева территории.
После распада СССР в России на Черном море остался единственный порт – Новороссийск. Вытеснить флот в этот порт было первым шагом. Вторым – это организовать полный мониторинг происходящего в Цемесской бухте и прилегающих территориях.
И если первая часть плана развалилась после референдума в Крыму, то вторая удалась. Для этого был использован стартовавший в конце 90-х годов проект Каспийского трубопроводного концерна. В него американские компании направили несколько десятков «консультантов» с распорядительными функциями. Их откомандирование представители Шеврона, ВР, Эни и др. компаний объясняли низкими техническими навыками российских партнеров. Эта колониальная схема обычно используется в странах третьего мира, например, в Нигерии. Россия же технически развитая страна, сами нефтепроводы применили впервые в мире в Российской империи…Но в 90-х было не принято спорить с американцами.
Зарплату, не меньше, чем на порядок большую в сравнению в российскими и казахстанскими специалистами занятыми на этой же работе, командировочные и премии американцам выплачивали всегда без задержек, а вот ответственность за свои действия они несли только перед заокеанскими работодателями.
Часть этих консультантов легендирует себя как «бывшие военнослужащие США». Причем слабо камуфлируют в каком ведомстве им давали погоны. Например, Кеннет Йосс, первый заместитель генерального директора КТК по эксплуатации (интервью с ним размещено в журнале компании «Панорама»). Йосс признается, что между военными и нефтяниками много общего – работа забрасывает их в самые разные уголки планеты. Люди с такой биографией всегда в поле зрения разведок в еще большей степени, чем дипломаты. Йосс не считает нужным даже скрывать, что ему «очень понравилась» поездка из Владивостока в Москву в 2013 года. Информация, собранная в таких «путешествиях», хорошо оплачивается.
По версии источников российских СМИ, эти иностранные консультанты на самом деле откомандированы ЦРУ. И по их рекомендациям организован мониторинг акватории новороссийского порта с помощью судов и водолазов из турецкого филиала Lamnalco. Так как кроме шпионажа, эти привлеченные турки свои главные обязанности на морском терминале КТК выполнять не смогли, в прошлом году в тендере на оказание услуг победила российская компания. И несмотря на то, что результаты тендера были утверждены Советом директоров компании, «консультанты» просаботировали это решение. Ведь для них отказ от услуг Lamnalco сделает сбор разведданных в России малоэффективным.
Ситуация с консультантами наконец подвигла российских участников КТК к требованию к иностранным партнерам как минимум считаться с российским законодательством о труде. Вместо откомандирования наивные российские нефтяники предложили иностранным консультантам устроиться на работу в КТК. Но это значит поставить свою шпионскую деятельность под полный контроль российской администрации, превратиться из неконтролируемых в перемещении и занятости агентов влияния в «офисный планктон».
Это американским партнерам не понравилось и из-за разногласий с Транснефтью на собрании акционеров Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) 4 марта не был сформирован новый Совет директоров, тогда как старый утратил полномочия.
Но важно не что произошло, а что об этом напишут. Для показа сиволапости русских был задействован московский офис Рейтер. В сообщении агентства новый Совет директоров не был избран, поскольку представители «Транснефти», управляющей долей РФ в консорциуме, воздержались от голосования, настаивая на использовании услуг своей дочерней организации. Типа коррупционеры проталкивают своего под подряд.
И конечно ни слова о консультантах, так как сам рейтер в россии выполняет те же функции – сбор данных и дезинформация. Ведь проверить тендер штатному журналисту займет пара минут.
Далекий от реальности представитель Транснефти комментируя ситуацию свел все к проблеме санкций. Типа штатные сотрудники американских компаний, подчиняясь решению правительства США, в юрисдикции которого они заключили трудовые договор, саботируют заключение контракта с компанией «Транснефть-Сервис», т.к. эта компания имеет планы заключить договор еще и с находящимся под санкциями Керченским морским торговым портом.
По его версии экспаты (их около двух десятков человек) вопреки своему статусу консультантов, обладают в КТК распорядительными функциями в сфере финансовой, производственной и хозяйственной деятельности (включая право подписи). Не желая оформляться на работу в КТК, они не несут за свои действия никакой персональной ответственности.
Возможно кто-то, из этих двух десятков специалистов и руководствуется такими соображениями, но на самом деле речь скорее всего идет не об агентах влияния, а о прямом сборе разведданных.
Интересно, что за гораздо меньшие подозрения относительно наших соотечественников в США российских граждан высылают из страны, а то и бросают в тюрьму. А в России Кннет Йосса в СМИ рассказывает как ведет свою разведдеятельность
И это уже не первый случай. Преднамеренное искажение информации в отношении российских компаний со стороны Рейтер имело место и прежде. Например, агентство Рейтер называли "информационной диверсионной группой, обслуживающей задачи спецслужб заинтересованных государств". Одна из российских компаний в прошлом году заявляла о планах обратиться в правоохранительные органы "с целью пресечения противоправной деятельности псевдоагентства на территории Российской Федерации".
Справка. Магистральный трубопровод КТК, транспортирующий около 70 миллионов тонн нефти в год и протяженностью полторы тысячи км, соединяет месторождение Тенгиз на западе Казахстана и ряд других месторождений с морским терминалом Южная Озереевка под Новороссийском. По этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.