Бывший министр обороны Анатолий Сердюков попал под объявленную в честь двадцатилетия принятия Конституции амнистию. По крайней мере, об этом накануне сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник, «знакомый с ситуацией».
В пятницу появились сообщения о том, что эту информацию подтвердил адвокат Сердюкова Генрих Падва. По данным агентства РИА Новости, Падва сообщил, что его подзащитный действительно был амнистирован еще до начала сочинской Олимпиады (7 февраля), однако информация об этом намеренно не разглашалась, поскольку следователи и адвокаты не хотели «будоражить общественность». Буквально через несколько часов ИТАР-ТАСС сообщил, что Генрих Падва опроверг комментарии, связанные с уголовным делом в отношении бывшего министра обороны. «Врут, мерзавцы, я ничего такого не говорил, никаких комментариев в этой связи мы не даем», — заявил Падва в разговоре с агентством.
Тем не менее, согласно распространенной информации, обвинявшийся в халатности бывший министр сам обратился к следователю с ходатайствам о применении к нему амнистии. Ходатайство было практически немедленно удовлетворено, военная прокуратура против такого решения не возражала.
Если источник «Интерфакса» не ошибается, уголовное преследование бывшего главы военного ведомства прекращено, однако права на реабилитацию Сердюков не получил. С него автоматически снята подписка о невыезде и он может покидать не только территорию Москвы, но и выезжать за пределы страны.
Информация о том, что Сердюков собирается подать прошение об амнистии, появилось в феврале. Предполагалось, что бывший министр обороны пойдет на этот шаг после окончания Олимпийских игр в Сочи. Адвокаты бывшего члена правительства тогда заявили, что будут «предпринимать шаги в этом направлении», но «с учетом целого ряда обстоятельств».
В четверг адвокаты Анатолия Сердюкова отказались комментировать слухи о его амнистии. Тогда Генрих Падва заявил, что ему об этом вообще ничего не известно, а Константин Ривкин отказался подтверждать либо опровергать эту информацию. Комментариев из Следственного комитета также пока не поступало.
Расследование коррупции в Министерстве обороны времен Анатолия Сердюкова, напомним, долгое время считало бывшего министра простым свидетелем, обвинение ему было предъявлено только в начале декабря 2013 года. Статья, по которой он попал под уголовное расследование, правда, многим показалась слишком мягкой — халатность.
Анатолия Сердюкова обвиняли в том, что он, будучи министром, поручил построить за казенный счет и силами военных автомобильную дорогу к острову Школьный в Астраханской области, где по удачному стечению обстоятельств находилась принадлежащая зятю Сердюкова база отдыха «Житное». Следствие подсчитало, что в результате государству был нанесен ущерб в размере 56 миллионов рублей. В отношении затя Сердюкова, Валерия Пузикова, сейчас также ведется расследование, он находится под подпиской о невыезде.
Часть 1 статьи 293 Уголовного кодекса России, «Халатность», по которой и проходит Сердюков, не предусматривает лишения свободы в качестве наказания, максимум — год исправительных работ или три месяца ареста. Закон об амнистии 2013 года освобождает от уголовного преследования обвиняемых по этой статье, в случае, если они «принимали участие в действиях по защите Отечества». Анатолий Сердюков, будучи министром обороны, согласно логике законодателей, именно этим и занимался.
Президент Владимир Путин, напомним, назначил Анатолия Сердюкова на пост министра обороны 15 февраля 2007 года. Карьеру на государственной службе Сердюков начал за семь лет до этого в налоговом ведомстве.
В 2000 году Сердюков начал с должности заместителя руководителя одной из межрайонных инспекций в Санкт-Петербурге, уже в следующем году он стал замруководителя, а затем и начальником управления Министерства по налогам и сборам по Санкт-Петербургу. В марте 2004 Сердюков переехал в Москву, где был назначен заместителем министра по налогам и сборам, а в июле 2004 года возглавил это ведомство, переименованное в Федеральную налоговую службу.
На посту министра обороны Анатолий Сердюков проводил реформу российской армии. Среди самых заметных непрофессионалу изменений, которые были внедрены при нем, можно отметить замену военных округов оперативно-стратегическими командованиями, в подчинении которых оказались и сухопутные, и военно-морские силы; укрупнение и реорганизацию 65 военных учебных заведений в десять системных военных вузов; упразднение дивизий и полков с внедрением бригад; упразднение армий, корпусов и дивизий в ВВС с переходом на систему авиационных баз; и, наконец, перевод на аутсорсинг обеспечения и обслуживания Вооруженных сил.
Именно компания «Оборонсервис», которой было передано все имущество Министерство обороны, обеспечивающее солдат всем необходимым от отопления казарм до сухих пайков, первой оказалась в центре коррупционного скандала, а затем и следственных действий.
Владимир Путин отправил Сердюкова в отставку 6 ноября 2012 года, а уже 22 ноября, в ходе расследования «дела "Оборонсервиса"» были проведены первые 18 обысков в квартирах и коттеджах высших руководителей Минобороны. В декабре арестованный глава юридической службы компании «Мира» Дмитрий Митяев показал, что Сердюков лично отдавал приказы членам совета директоров «Оборонсервиса» как голосовать по вопросу продажи того или иного объекта, который раньше принадлежало государству. Показания также дала бывшая глава Центра правовой поддержки «Эксперт», которая рассказала, как подбирали покупателей для реализуемого по заниженным ценам имущества министерства.
Впрочем, по «делу "Оборонсервиса"» сам Сердюков не проходил, главной обвиняемой была бывшая начальница департамента имущественных отношений Минобороны, член совета директоров «Оборонсервиса» Евгения Васильева. Суд по ее делу пока не начался, она находится под домашним арестом в своей квартире в Молочном переулке. По сообщениям прессы, в этой квартире в центре Москвы 13 комнат, хотя сама Васильева говорит, что комнаты всего четыре.
Обвиняемым Сердюков стал только в деле о незаконном строительстве дороги к базе отдыха своего зятя Валерия Пузикова, мужа сестры Галины. Следователи установили, что Сердюков был напрямую заинтересован в строительстве за госсчет дороги к базе отдыха «Житное» в дельте Волги. Сердюков, выяснили следователи, использовал «Житное» как свою дачу — проводил там большую часть лета, рыбачил, принимал высокопоставленных гостей, в том числе и руководителей государства, Владимира Путина и Дмитрий Медведева.
На вопросы следствия про свою роль в работе «Оборонсервиса» Анатолий Сердюков отвечать оказался, однако о своем отношении к базе отдыха все-таки рассказал.
В марте 2013 года Сердюков дал показания на 11 листах. Он объяснил благоустройство частной базы отдыха «Житное» за счет бюджета и силами военных «заботой о полноценном отдыхе бойцов зенитно-ракетных войск ПВО, несущих тяжелую, а порой и опасную службу на находящемся неподалеку полигоне Ашулук». По его словам, он договорился с хозяевами базы о том, что солдаты смогут на ней отдыхать от несения службы.
В итоге, несмотря на многочисленные подозрения в коррупции, формально Сердюков проходил обвиняемым только в деле о строительстве дороги, причем по самой мягкой из всех возможных статей — халатность.
Если информация об амнистии бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова все-таки подтвердится, то жаждущей крови российской общественности придется довольствоваться судом над Евгенией Васильевой. Она обвиняется в мошенничестве, легализации преступных средств, а также в превышении и злоупотреблении должностными полномочиями. По совокупности Васильевой грозит до 12 лет лишения свободы, и под объявленную в связи с 20-летием Конституции РФ амнистию она никак не подпадает.