Фильм НТВ «Анатомия протеста» сам уже вызвал протест. Обычный в целом пропагандистский продукт, но он затронул чувства значительного числа граждан. Не про Ходорковского с Лужковым, а про нас ведь гадости говорят. Стоит надеяться, что власть провоцирует раскол нации по глупости и осознает свою ошибку.
Всерьез разбирать пропагандистские материалы, выходящие на отечественном ТВ, - невыносимо скучно. Скажем, Путин встречается с колхозниками и нам подробно рассказывают, что Путин посетил колхозников (или в рамках предвыборной кампании осенью «встретился с сельской интеллигенцией»), а потом осмотрел школу, а потом пожурил губернатора за то, что у колхозников нет... ну чего-то у них точно нет. То же с рабочими, врачами, учителями, военными и даже «олигархами». Сплошь позитив и в центре этого безудержного праздника единения власти и народа Путин.
Однако, когда речь заходит о вещах, неподвластных службе протокола действующего премьера и даже Федеральной службе охраны, на ТВ появляется пропаганда иного, куда как более динамичного рода. Особенно колоритные фильмы появляются на телевидении в те моменты, когда власть в очередной раз видит в чем-то реальную или потенциальную (на деле это может быть чистой паранойей или кто-то в верхах на что-то смертельно обиделся) угрозу режиму. Тогда в эфире демонстрируются разнообразные тематические «программы-расследования», где угрозу гипертрофируют и даже доводят абсурда.
Обыкновенный пропагандизм
Обычно такие фильмы выстроены по одним и тем же лекалам, условно можно даже выделить три типа такого рода продукта, в зависимости от субъекта угрозы «государству российскому». В первых описывается персональная судьба «нехорошего человека», творившего Бог знает что, а замышлявшего совершить и вовсе нечто злодейское. Ходорковский, Саакашвили, Тимошенко, Лукашенко, Ройзман, Лужков — всем им некогда были посвящены персональные телефильмы.
В программах второго типа показывается вся ничтожность некоей группы граждан, заявляющей о политических амбициях, критикуется их недостойный образ жизни и рисуется образ в духе советской сатиры. Недавний фильм НТВ о том, как проводят новогодние каникулы «вожди Болотной» - яркий образчик такого типа продукции.
В «расследовательских» фильмах третьего рода раскрывается некий заговор внешних сил против России. Опять-таки указывается группа граждан, которые стремятся устроить «оранжевую революцию», переворот и вернуть Россию в «лихие 90-е». На эту тему на российском телевидении было показано множество фильмов, про роль США в оранжевых революциях на постсоветском пространстве, о том, как на деньги американцев готовится оранжевый сценарий для России и о роли несистемной политической оппозиции в этом процессе.
Предложенная типология условна, существует множество подтипов. Условно: Юлия Тимошенко, разумеется, много плохого делает для России, но не только по причине собственной алчности, а еще и по приказу Госдепа. Или что-то вроде.
Вышедший на НТВ фильм «Анатомия протеста» тоже представляет собой смесь типов — «болотная оппозиция» представлена там жалкой, но одновременно жутко коварной и опасной. Будучи разоблаченной очередным гражданином с активной позицией (будь то бывший активист «Молодой гвардии», депутат-единоросс Владимир Бурматов или неутомимый борец с оппозицией в блогосфере Станислав «Polithrash» Апетьян), оппозиционеры тут же «сливаются» и не упорствуют в том, чтобы доводить провокации до конца. Однако провокации оппозиционеров призваны подорвать доверие к нашим честным выборам, а потому страшно опасны.
Во всей этой пропагандистской жвачке нет ничего нового: фактура подобрана плохо (скажем, по причине прямого ее дефицита пришлось показывать расплату с массовкой с митинга ЛДПР, хотя весь пафос передачи был направлен против «Болотной») и, разумеется, однобоко подается. Некоторые утверждения зритель может лишь принимать на веру, рассказы спикеров ничем не подтверждены.
И очень слабый, непредставительный состав комментаторов: из более-менее серьезных «телеэкспертов» в фильме появились лишь бывший депутат Госдумы Наталья Нарочницкая и главный редактор «Эксперта» Валерий Фадеев. Остальные «специалисты» давно и прочно подвизались на ниве политтехнологий (причем, в исключительно провластном сегменте этого рынка) и, соответственно, даже без умелой нарезки авторов фильма их мнение вряд ли является хоть сколько-нибудь экспертным.
Анатомия нации
Все это, впрочем, обычные проблемы для пропагандистских фильмов, которые ставит в эфир НТВ. Однако в этот раз возмущение было сильнее обычного.
Десятки тысяч гневных и даже нецензурных комментариев в сети, однозначное осуждение фильма журналистским сообществом, тренд «НТВлжет», который моментально стал самым популярным в русском сегменте «Твиттера». «Эксперт», чей главред, как уже отмечалось, выступил в фильме в качестве комментатора, заявил, что разрывает всякие отношения с телеканалом, поскольку вместо фильма получилась «грубая пропагандистская подделка», а самого Фадеева авторы фильма уверяли, что записывают комментарий для итоговой новостной программы телеканала.
Если смотреть на то, как в телеэфире изо всех пушек лупят по бывшему мэру Москвы Лужкову, противно, но лично не задевает, то в данном случае многие десятки тысяч участников протестных митингов в столице имели право оскорбиться, узнав, что их косвенно обвинили в корысти, а не проявлении гражданского чувства.
Казус «Анатомии протеста» показывает, что среди умных людей самых разных политических взглядов, экзерцисы пропаганды вызывают стойкую неприязнь. Сегодня «Эксперт» отказывается от сотрудничества с НТВ и кто потом останется в качестве экспертов в пропагандистских фильмах? Владимир Бурматов, «второе переиздание Виктора Анпилова» токарь Трапезников и прочие беспринципные комиссары «Наших»? Эта компания накомментирует на том же НТВ (защитим, кстати, журналистов НТВ — пропагандистские фильмы почти всегда отдаются на аутсорс и собственно к журналистскому коллективу канала отношения не имеют) такого, что даже у верных путинцев уши завяжутся в трубочку.
Проблема в том, что сигналы про то, что участникам митингов за Путина платили, приходят от различных, в том числе совершенно неангажированных людей (правда, чаще в виде пересказа со слов знакомых или знакомых знакомых). А вот с протестными митингами власти, похоже, не так повезло — то ли заговор молчания протестующих, то ли никаких денег не было. Вот и пришлось идти авторам фильма на заведомый подлог, от которого самой власти никакой пользы нет, кроме вреда.
Если целью фильма была дискредитация «вождей Болотной», то цель очевидно достигнута не была, даже наоборот. Теперь «вожди» призывают протестовать на ближайшем митинге еще и против «Анатомии протеста» и выглядит это просто подарком от власти выдыхающемуся митинговому движению и людям, претендующим на роль его лидеров. Получается, скорее, консолидация протеста.
Точно такую же ошибку лично Владимир Путин уже совершил в декабре, после митинга на Болотной площади, сболтнув в ходе «прямой линии», что митингующим «платили денюжку». «Денюжку» митингующие премьеру не простили и «пришли еще», в куда как более внушительном количестве на проспект Сахарова. Зачем повторять ту же самую ошибку вновь — решительно непонятно, разве только не глупость, а такой смелый эксперимент: давайте проверим, а теперь они тоже придут на площадь?
Власти (а в том, что финальным заказчиком фильма были представители властей вряд ли кто-то сомневается) к тому же лишний раз вбивают клин между довольно массовым столичным протестом и теми людьми, которые пропаганде верят. Первые знают: денег не платили. Вторые видели по телевизору и тоже «знают»: платили и все это задумка Госдепартамента Соединенных Штатов. Зачем власти сознательно или нет делить страну на два лагеря — тоже интересный вопрос. Пока в телеэфире ругали малочисленных несогласных или даже ассоциацию наблюдателей «Голос» - то была «разработка» очень узкого слоя людей.
В рамках предвыборной кампании Путина это был тактический ход, позволяющий консолидировать «путинское большинство», противопоставив его «жаждущему» радикальных перемен меньшинству. Теперь подобные упражнения излишни и даже вредны, если Путин и впрямь желает править еще шесть лет и добиться каких-то позитивных перемен в стране.