Пока разногорода правительственные и приправительственныекруги соревнуются друг с другом всоставлении и продвижении антикризисныхпрограмм, сам кризис, кажется, уженачинает потихоньку проходить. Первыепризнаки выздоровления обнаружилисьв конце апреля – начале мая, когда ценана нефть на мировом рынке подскочила с$50/баррель до $58/баррель, курс доллараотносительно рубля упал ниже уровня 32руб./$, а индекс ММВБ перешел отметку в1000 пунктов. Если такая динамика основныхмакроэкономических показателейсохранится и дальше, то скоро от кризисногопадения производства мы перейдем квосстановлению экономического роста,и потребность в антикризисных программахотпадет сама собой.
Впрочем, никакихантикризисных программ «российскойразработки», честно говоря, и нетребовалось, потому что основную заботуо спасении мировой экономики взяла насебя администрация США, а ее ресурсы,как известно, значительно превосходятресурсы всех стран, которые нуждаютсяв спасении. И, конечно, ресурсы США вомного раз превосходят возможности,которыми располагает российскоеправительство. Поэтому оно, повторяем,могло и не тратить своего драгоценноговремени на сочинение бесполезныхпроектов. Впрочем, ему приходитсядемонстрировать населению свою бурнуюдеятельность, а кризис – самое подходящеевремя для подобных демонстраций.
Вся эта суетас антикризисными мероприятиями выглядитеще забавней, если вспомнить, что ещегод назад, когда о кризисе никто и слыхомне слыхивал, наше экономическоеруководство утвердило план развитиястраны до 2020 года, в котором приводилсякомплекс мер по поднятию российскойэкономики на качественно новый уровень.Ни о каких мировых кризисах, которыемогут разнести этот план вдребезги, вдокументе не упоминалось. И, каквыяснилось, зря.
Однако теперьэто все в прошлом (хотя вытаскивать набожий свет пресловутый план-2020 будутеще много раз), так как спасение мировойи, в частности, российской экономикибудет находиться в руках новойадминистрации США, которая, как мы можемсудить, с азартом взялась за это интересноедело. Хотя в деталях «план Обамы» хорошоизвестен, главное в нем не детали, а то,что в американское, а потом и в мировоехозяйство руководители американскойэкономики собираются «вкачать» до $2трлн., а эта сумма поставит на ноги дажемертвого.
Собственноговоря, когда в начале этой статьи мыупоминали о том, что начавшиеся позитивныедвижения мирового и российского рынкаматериальных и финансовых активовотменяют локальные антикризисныепрограммы, мы имели в виду, что «планОбамы» уже начал действовать, и что вамериканскую и, следовательно, в мировуюэкономику широким потоком стали вливатьсяамериканские доллары. И этих долларовстало уже так много, что товарные ифинансовые рынки заметили их относительноизбыточное предложение.
При этом надооговориться, что хотя основная роль вантикризисных мероприятиях принадлежитамериканскому правительству, кроменего есть еще два регулятора мировогохозяйства, от действий которых зависитэффективность планируемых мероприятий.Первым таким регулятором являютсястраны ОПЕК, а вторым – мировыеинвестиционные фонды.
Влияние, котороеОПЕК оказывает на мировое хозяйство, впринципе, хорошо известно. Сокращая иувеличивая квоты на добычу и экспортсырой нефти для стран-участниц, этаорганизация более или менее эффективнорегулирует объем предложения нефти намировом рынке (или хотя бы ожидания поего поводу) и цены на нее. И, соответственно,может увеличить или уменьшить денежныйпоток, поступающий в распоряжениестран-членов. Россия, как и Норвегия сМексикой, членом ОПЕК не является, однакопользуется всеми выгодами, которыеприносит деятельность по регулированиюрынка странам, добывающим и экспортирующимнефть и нефтепродукты.
Особенно полезнойэта деятельность ОПЕК оказалась вкризисные времена, когда Организацияне дала цене нефти упасть ниже критическогодля многих стран уровня, да и сейчас,когда долларов снова становится много,сдерживать рост нефтяных цен она тожене будет, потому что не только российскиекомпании обременены большими валютнымидолгами. И в этом смысле ее деятельностьимеет сильный антикризисный эффект,так как позволяет заемщикам гаситьдолги, кредиторам – возвращать вложенныесредства, а всему мировому рынку –получать нефть по относительно приемлемойцене.
Роль другогорегулятора мирового хозяйства –инвестиционных фондов – особенно яркопроявилась в кризисные осенние месяцы.Массовый вывод средств из активов вразвивающихся странах и размещение ихв США и Японии, несмотря на кризисноесостояние американской экономики идепрессивное – японской, показали,какой сильной дестабилизирующей силоймогут быть эти фонды. Ничем не обоснованныйстрах потерять сделанные вложениявынудил эти фонды реализовать сценарий,который воплотил их страхи в реальность.Вместо того чтобы пересидеть кризис вимеющихся активах, управляющие фондамистали спешно их распродавать, теряягигантскую долю ранее заработаннойстоимости, и переводить жалкие остаткиспасенных средств в практическибездоходные американские и японскиегосударственные облигации. Большевкладывать было некуда, так каккорпоративный рынок этих стран рухнултак же, как и фондовые рынки всех остальныхстран мира.
Однако потерявстоимость и опрокинув фондовые рынкипо всему белому свету, фонды не прекратилина этом своей разрушительной деятельности,так как, предъявляя спрос на американскиеи японские госбумаги, они автоматическисоздали спрос на доллары и иены, послечего курс этих валют резко подскочил.Для американской и, тем более, японскойэкономики подобная ревальвация валютбыла крайне неприятным сюрпризом, таккак ее следствием стало удорожаниетоваров, произведенных в США и Японии,по сравнению с аналогичными товарамииз других стран. А это удорожание привелок падению национальной конкурентоспособности,причем в самый неподходящий для этогомомент. То есть фонды, уведя капиталыиз развивающихся стран и создав тамкризис, провернули ненамного менееразрушительную аналогичную операциюи в развитых странах.
Теперь, понятноедело, от них ждут работы над ошибками,то есть действий в прямо противоположномнаправлении. Сейчас фонды могут быстровосстановить мировое хозяйство, есливыведут средства из американских ияпонских госбумаг и вложат их в теактивы, в которые они были инвестированыдо кризиса. Тогда производство и спросна развивающихся рынках снова пойдутвверх, а за ними подтянется и все мировоехозяйство.
Таким образом,возможному улучшению экономическойситуации в России и в мире мы будемобязаны не каким-то там антикризиснымпрограммам нашего правительства, адействиям, во-первых, американскойадминистрации, во-вторых – ОПЕК, ив-третьих – гипотетическим действиям(если они последуют) международныхинвестиционных фондов. Их соединенныеусилия могут вывести мировую экономикуиз кризиса, а действия локальныхправительств, причем даже такогомасштаба, как российское, – увы, нет.