Путин «перевел стрелки» за будущие кризисы в моногородах на «партию власти». Для этого партийцы должны координировать свою деятельность с профсоюзами. Как представляется, премьер таким образом попытался переложить часть ответственности за кризисные ситуации, подобные пикалевской, на «партию власти». Однако дальше имиджевого перекладывания ответственности дело вряд ли сдвинется: у единороссов есть проблемы и с организационным ресурсом, и с финансами, и с самостоятельностью.
Премьер-министр Владимир Путин наказал "Единой России" более оперативного реагировать на кризисные ситуации в моногородах. Такое заявление он сделал на встрече с руководством партии. По словам Путина, в таких городах проблема безработицы "чувствуется особо остро, у людей меньше шансов найти новую работу". Здесь кризис, проблема безработицы, чувствуются особенно остро, - заявил он. - У людей меньше шансов найти другой заработок". За наглядными примерами, по его словам, "ходить далеко не нужно - они освещаются в СМИ".
В связи с этим, по словам Путина, партия должна быстро, профессионально и адекватно реагировать на подобные ситуации.
Понятно, какие «примеры, освещающиеся в СМИ», имел ввиду премьер. Ситуация с городом Пикалево, где из-за остановки градообразующих без работы остались едва ли не половина города, была разрешена на прошлой неделе (впрочем, разрешена ли?) самим Владимиром Путиным. Премьер на телекартинке выглядел крайне недовольным тем, что его заставили лететь в Пикалево и устроил постановочную порку нерадивым собственникам. Комментаторы (в том числе и на «Полит.ру») поспешили отметить, что городов типа Пикалево в России несколько сотен и премьер вряд ли сможет лично «разруливать» все проблемы. По изящному выражению спикера Совфеда Сергея Миронова, «это не задача главы Правительства – объезжать, как Гарун-аль-Рашид, депрессивные города и разруливать проблемы, созданные бизнесом». Впрочем, почему не задача? Не в последнюю очередь благодаря усилиям Владимира Путина в России создана управленческая система, в которой наличествует дефицит компетенций у региональных и местных властей. Что до федеральных профильных министерств, то они, будучи лоббистскими центрами, далеко не всегда способны встать над интересами бизнесменов, а забота о гражданах, вообще, как представляется, сосредоточена в Минсоцздравравития.
Насколько реальны планы премьера по преодолению кризисных ситуаций силами (или при посредничестве) «Единой России»? Есть ощущение, что премьер не ожидает от ЕР каких-либо значимых успехов в борьбе с кризисными ситуациями в экономике. Партийная система в России не слишком прочна, это обстоятельство не раз отмечалось, в том числе, и самим Путиным. Что до работы партии на местах, то сложно ее представить вне выборного периода. Один пример: задайтесь вопросом, где находится ближайшая к вашему дому приемная «Единой России». По наблюдению – чаще всего она находится в одном здании (или в соседнем) с органом исполнительной власти. И является, соответственно, своего рода «довеском» к органу. Если местные власти не в силах решить проблему моногородов, чем им помогут партийцы? Актив у ЕР какой-то существует, но в основном он «бумажный». Иная ситуация, когда главный единоросс региона или города (вар. бизнесмен или неформальный лидер. Стоящий за главным единороссом) находится не в самых лучших отношениях с местными власть предержащими. В таком случае, есть надежда, что всякая кризисная ситуация будет доводиться до руководства (партийного, регионального и т.д.). Однако по цепочке эта информация неизбежно ляжет на стол в аппарат премьера или президента. Дальнейшая судьба такого обращения может быть разной, но по аппаратной логике, сверху будет спущено указание на место – разобраться и доложить. У сатирика это звучало как «жильцам от начальника ЖЭКа».
Финансовый голод партий – вторая проблема, стоящая на пути решения проблем моногородов. Конечно. Официально ЕР самая богатая партия (неофициально есть основания считать, что она еще богаче) – за прошлый год «партия власти» привлекла аж 2,7 млрд рублей. Т.е. – менее 100 млн долларов. Половина этих денег ушла на содержание региональных отделений. Остальное на прочие аппаратные нужды. Даже если представить, что партия потратит половину бюджета на помощь моногородам (всякого рода – от прямых вливаний до поездок, координации деятельности с профсоюзами – к чему призвал Путин - и совещаний), то получится примерно по сто тысяч на моногород. Можно сказать, что бюджет для решения проблем, причем, проблем структурных, мизерный.
Управленческий ресурс – еще одна проблема единороссов. Лидер партийцев Борис Грызлов торжественно вручил премьеру список из 300 «практически готовых руководителей», которых партия отобрала по не вполне понятному принципу из своих рядов. Надо сказать, что 300 управленцев (пусть даже они будут значительно талантливее господ Шлегеля и Белоконева) в масштабах России – маловато. И даже для решения частной проблемы моногородов, полагаем, недостаточно. Буде избранные партийцы окажутся не столь уж готовыми управленцами, как предполагает Грызлов, толку выйдет чуть (вспомним бурную законотворческую деятельность тех же младокомсомольцев в Думе), беды бы не вышло.
Скорее всего, путинский призыв – сигнал региональному чиновничеству и партийным функционерам. Первым – что на них могут «настучать» по партийной линии. Вторым – что «стучать» разрешается. Какие выводы сделает аппарат? По всей видимости, предпочтет тему бурно развить, а потом столь же бурно «заиграть». Региональные единороссы зачастую связаны с бизнесом и местным чиновничеством гораздо сильнее, чем хотелось бы представить Владимиру Путину, следовательно, партия не может являться «второй сигнальной системой». Что до «реальных дел» - такой был у партии «креативный» лозунг – то, не имея организационных возможностей, навыков, должной самостоятельности и финансирования, партия вряд ли сможет самостоятельно, пусть даже в связке со шмаковскими профсоюзами, эффективно решать проблемы. По сути, получается, что Владимир Путин переложил ответственность на партийцев, рычагов для работы им не предоставив. Если мы пристрастны – единороссы нас поправят.