Едва только Медведев подписал план «большой приватизации госсобственности», как в адрес распродажи крупных пакетов акций госкомпаний посыпалась критика. Вполне вероятно, что торпедировать приватизацию будут и дальше. Ведь само будущее приватизации более зависит не от правительства, а от Кремля.
Объявленная Дмитрием Медведевым в прошлом году и утвержденная недавно правительством «большая приватизация» ожидаемо подвергается острой критике со стороны менеджеров госкомпаний и прочих российских «государственников». Распоряжение «о внесении изменений в текст прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» Медведев подписал пару дней назад.
По нему планируется масштабная распродажа пакетов госкомпаний. Государство планирует продать 50 процентов минус одна акция «Совкомфлота», порядка 8 процентов акций Сбербанка, 25 процентов ВТБ, полностью продать свою долю в Объединенной зерновой компании, грядет также сокращение до 90 процентов доли в «Роснано», продажа 25 процентов акций РЖД и выход из капитала целого ряда других компаний, где и государства есть доля — от «Аэрофлота» до «Роснефти» и «Алросы».
И буквально сутки спустя планы правительства уже подвергаются жесткой критике. Сегодня, например, выступил глава РЖД Владимир Якунин, в интервью «Интерфаксу» заявивший, что «не понимает» самой возможности приватизировать акции РЖД. У Якунина имеется свой план приватизации — продажа пакетов акций дочерних обществ железнодорожной монополии, а вот правительственный план ему категорически не нравится.
Разумеется, привел Якунин и рациональную аргументацию своей позиции, но символично уже то, что он публично раскритиковал планы медведевского правительства. Не устраивает Якунина то обстоятельство, что по данным РЖД, правительство за блокпакет компании выручит всего 260 млрд рублей, а не приобретет «ничего, кроме головной боли». Наверно это и впрямь так, но политическая суть высказывания не в этом.
По сути, такие выступления означают, что правительство верные путинцы во главе госкомпаний не уважают и не боятся и готовы спорить с ним даже по принципиальным для Медведева моментам.
Не то чтобы ранее у глав госкомпаний не было своего весьма скептического взгляда на приватизацию вверенных им активов, но теперь в этом видится четкий тренд. Создание комиссии по развитию ТЭК и назначение ее ответственным секретарем Игоря Сечина, а профильного вице-премьера и соратника Медведева Аркадия всего лишь рядовым членом наглядно показало — правительство орган если и не целиком технический, то уж точно настоящие вопросы решаются не там.
Все понимают, что центр силы сместился или в ближайшее время сместится в Кремль. И именно там будет решаться довольно широкий круг вопросов, на долю правительства же придется в основном обеспечение этих решений и лишь в какой-то степени участие в их выработке. Иными словами: правительство становится органом преимущественно техническим, как его председатель. Сам Дмитрий Медведев такой вариант развития событий отрицал, но кажется, что пока такой вариант является наиболее вероятным.
И даже действовать в отдельных случаях без оглядки на решения правительства и его главы. Выход на Путина у того же Владимира Якунина вполне есть и он может себе позволить публичную критику планов медведевского кабинета. Тем более, что имеется рациональная или кажущаяся таковой аргументация.
Нет особых сомнений, что Якунин — далеко не единственный госменеджер, у которого имеется свой взгляд на приватизацию госактивов. У иных влиятельных игроков политической поляны тоже найдутся аргументы против продажи в духе якунинских. Например, что активы в данный момент недооценены и за них не удастся получить «настоящую цену». И иные штуки такого рода.
Удастся ли правительству в целом и первому вице-премьеру Игорю Шувалову в частности (он курирует тему приватизации) продавить свой вариант в качестве окончательного и все-таки продать намеченные пакеты акций госкомпаний — мы узнаем в скором будущем. Но если в план приватизации будут внесены значительные изменения, то это на практике покажет, кто на самом деле и где определяет экономполитику российского правительства. И это будет точно не Дмитрий Медведев.