В Ингушетии расстреляна семья русской учительницы – уже вторая за последние два месяца. Убийство произошло в селе Карабулак, около полуночи в ночь на пятницу. Неизвестные ворвались в дом №55 по улице Ленина, где жила семья Веры Драганчук, и расстреляли из автоматов ее мужа и двоих сыновей 20 и 24 лет. Муж и один из сыновей – инвалид первой группы, скончались на месте. Другой сын, студент одного из вузов республики, умер от ран уже в больнице. Сама учительница не пострадала. По данным сайта «Ингушетия.ру», преступники её не нашли, поскольку она спряталась от них.
Прокуратура возбудила уголовное дело по части 2 статьи 105 (убийство двух или более лиц) и статьи 222 (незаконный оборот оружия). Был объявлен план-перехват «Вулкан-5».
Около двух месяцев назад в станице Орджоникидзевская произошло похожее убийство: в собственном доме была застрелена учительница Людмила Терехина и двое ее детей. Этим дело не ограничилось: 18 июля, во время похорон учительницы с детьми, на кладбище раздался взрыв, которым ранило шесть человек. Среди пострадавших было три милиционера, а одной женщине взрывом оторвало ногу.
Именно в июле ситуация в Ингушетии резко обострилась. В прошлом месяце республике произошел ряд громких терактов и нападений, причем два раза целью нападавших был крайне непопулярный президент республики Мурат Зязиков. 21 июля в Магасе неизвестные обстреляли из автоматов и гранатометов кортеж Зязикова. Колонне на большой скорости удалось выйти из зоны обстрела, и никто не пострадал. В тот же день из автоматов расстреляли советника ингушского президента Ваху Ведзижева, который, как говорят, пользовался особым доверием и имел немалое влияние на Мурата Зязикова. Через шесть дней, 27 июля, было обстреляно здание администрации президента Ингушетии и управления ФСБ в самом центре Магаса. Боевики в течение 15 минут палили из автоматов и гранатометов в сторону здания администрации Зязикова, после чего беспрепятственно скрылись.
В начале августа в республику ввели войска. Было объявлено о начале специальной комплексной профилактической операции. Однако ситуацию под контроль взять не удалось. Поиски преступников существенных результатов не дали. По мнению милиционеров, это свидетельствует о том, что ряды боевиков пополнились местной молодежью, которая после вылазок укрывается в домах родителей.
Нападения на силовиков с недавнего времени происходят в республике чуть ли не ежедневно. Накануне, в 22.30 по Москве, у базы ОМОНа со стороны реки Сунжа сработало самодельное взрывное устройство. По предварительным данным, никто не пострадал. А за день до этого в Назрани были убиты два сотрудника ФСБ. При въезде в город на улице Тутаева неизвестные расстреляли из автоматов БМВ, в которой находились два сотрудника Управления ФСБ по Ингушетии.
Как писала на «Полит.ру» Татьяна Локшина, воспроизведению террора в Ингушетии способствуют внеправовые действия силовых структур, уровень доверия к которым (как и к власти) в республике крайне низок. После нападения боевиков на Назрань летом 2004 года в Ингушетии проводилось множество «зачисток», а обстановка в республике становилась все более напряженной. Уведенные силовиками люди пропадают без вести, другие подвергаются пыткам, признаются в преступлениях, называют «сообщников», которых потом тоже забирают и пытают.
Распространению террора в Ингушетии, очевидно, способствуют и инциденты, подобные вчерашнему, когда силовики застрелили в Назрани 17-летнего Ислама Гаракоева. Это произошло примерно 17:30 на Экажевском рынке автозапчастей где Гаракоев работал продавцом.
По версии «Ингушетии.ру», это произошло следующим образом. Юноша стоял на обочине дороги, когда проезжавшие мимо сотрудники мобильного отряда или ФСБ (точная принадлежность силовой структуры к тому или иному ведомству пока не установлена), беспричинно открыли огонь по нему. Сначала раздалась автоматная очередь, после которой Гаракоев упал. Затем военные выскочили из машины и произвели еще несколько одиночных выстрелов по уже лежащему телу. Все происходило в присутствии огромного количества людей, поскольку рынок на Экажевском кругу – очень оживленное место. Анонимные очевидцы говорили, что юноша еще долго время шевелился, но силовики не оказывали ему помощь и никого не подпускали к телу, ожидая смерти раненого. Как только Гаракоев умер, силовики, которые были на нескольких «Газелях», уехали. Через некоторое время прибыли представители местных правоохранительных органов и отец убитого. Они отвезли тело в морг Назрани.
По версии группы общественных связей УФСБ по Ингушетии, Ислам Гаракоев был убит во время задержания – он оказал вооруженное сопротивление и был убит ответным огнем. Сообщается, что оперативники обнаружили у него самодельное взрывное устройство, а также пистолет с шестью патронами. По утверждению правоохранительных органов, Гаракоев входил в одну из бандгрупп, а в июле этого года расклеивал в Назрани листовки с угрозами в адрес ингушских милиционеров.
Прокуратура Ингушетии полагает, что расстрел семьи учительницы Драганчук стал местью за убийство Ислама Гаракоева.
Между тем президент Ингушетии Мурат Зязиков в ходе недавней пресс-конференции в редакции «Московского комсомольца» назвал поток сообщений о нападениях и убийствах в республике «эшелонированной информационной войной». «Даже если курицу молодой человек задавит автомобилем, из этого уже делается целое событие. У соседей много бывает преступлений и обстрелов, но никто ничего о них не говорит», – заявил он. Кроме того, Зязиков сказал, что не собирается уходить в отставку, и назвал Владимир Путина «царем»: «Я не держусь за свое кресло, но намерен достойно отработать все время, отведенное мне Богом и нашим царем – президентом Российской Федерации».