Второе пленарное заседание XIV Апрельской международной конференции ВШЭ состоялось 3 апреля 2013 г. Если накануне преимущественно говорили об экономике, то это заседание было по большей части посвящено социальной политике — прежде всего, как одному из важных факторов экономического развития. Консенсус состоял в том, что в общественной сфере необходимо многое изменить, причем радикально. А также в том, что это напрямую связано с успешностью экономических преобразований.
Общественная консолидация
Заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец, специализирующаяся как раз на вопросах социальной политики, в качестве «абсолютного приоритета» выделила развитие рынка труда. Основную проблему она видит в том, что из 86 млн. трудоспособных граждан страны только в отношении 48 млн. есть достоверная информация о занятости. Остальные обитают в серой зоне, чем заняты непонятно, а налогов и социальных взносов не платят (или платят, но не сопоставимо с уровнем дохода). Результатом становится недофинансирование. Тут, по мнению Голодец, важна, с одной стороны, прозрачность, а с другой стороны, общественная ответственность и воля к формированию такой культуры, в которой принято платить и нетерпимо относиться к тем, кто не платит, хотя зарабатывает. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов по этому поводу заметил, что запускать подобные общественные механизмы надо с большой осторожностью, так как внедрение такой платности бьёт, в первую очередь, по незащищенным слоям населения, а те, у кого действительно много денег с лёгкостью найдут обходные пути.
Помимо абсолютного приоритета, Голодец рассказала, какие еще области требуют пристального внимания и большой работы. Во-первых, необходимо повысить уровень квалификации труда в России, потому что сейчас этот показатель сильно уступает мировым стандартам. Но чтобы повысить, нужно сначала определиться с актуальными стандартами. Здесь трудность в том, что сейчас в России официальные профессиональные квалификации описаны настолько дробно, что стандартизировать что-либо трудно. Для того чтобы это исправить, нужно сделать систему четкой и сводимой к простым корневым категориям, а также унифицировать требования к профессиям — тут, по словам Голодец, большое внимание уделяется экспертному мнению. В ходе обсуждения этих новых общих категорий может существенно меняться и понимание профессиональных задач. Например, если прежде главной задачей школьного преподавателя считалась передача информации, то теперь первым требованием значится поддержание мотивации учеников.
Во-вторых, нужно перестроить всю систему образования, начиная с дошкольного. Голодец подчеркнула важность дошкольного, мотивировав это тем, что именно на этом этапе закладывается база для развития навыков и умений. Так как неизвестно, что понадобится ребенку во взрослом возрасте, на начальных стадиях нужно дать ему представление о самых разных областях, причем сделать это еще и так, чтобы это представление было не слишком поверхностным. Акцент она предлагает делать на гуманитарном образовании и многостороннем развитии талантов. В подтверждение своих слов Голодец привела в пример Стива Джобса, который был не только талантливым предпринимателем, но и хорошим дизайнером.
Кроме того, Голодец подчеркнула важность интегрирования детей, относящихся к уязвимым группам населения в более благополучную среду. В частности, отметила необходимость совместного обучения здоровых детей и детей с инвалидностью.
В-третьих, здравоохранение, то есть здоровье нации и, как следствие, улучшение социального самочувствия. Важным показателем здесь представляется продолжительность жизни, которая сейчас в России составляет 70 лет, что существенно меньше, чем во многих развитых странах (Голодец привела в пример сходную по климатическим характеристикам Финляндию, где средняя продолжительность жизни составляет 80 лет). Однако в обозримом будущем, сказала Голодец, продолжительность жизни планируется увеличить до 74 лет. Для этого нужно прививать новые стандарты лечебным учреждениям, повышать квалификацию врачей и контролировать соответствие нормам. Это должно понизить уровень смертности из-за некомпетентности врачей и отсутствия надлежащих лечебных условий. Есть и общественные причины — такие, как алкоголизм и отравления прочими вредными веществами, учащающиеся случаи ДТП, а также суициды. Тут государство тоже принимает меры по исправлению ситуации — в частности, преодолевая огромное давление со стороны лоббистов и несознательной общественности, предложило антитабачный закон.
Подводя итоги, Голодец еще раз подчеркнула, что для достижения положительных социальных изменений необходима консолидация и активность гражданского общества.
Образование и наука
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов продолжил тему развития общественного потенциала в применении к экономическому развитию. Задача в том, чтобы, с одной стороны, наладить связь между образованием и наукой, обеспечив приток учёных, которые способны делать вклад в своих областях; а с другой стороны, создать спрос на их работу со стороны государства и бизнеса. Пока этого нет, люди, которые могли бы развивать российскую науку, либо вообще работают не по специальности, потому что это нет спроса, либо уезжают работать по специальности за рубеж. С другой стороны, компании, за неимением выхода на отечественные разработки, вынуждены обращаться к зарубежным.
Для того чтобы это изменить, нужны серьезные преобразования, требующие основательного предварительного проектирования — в частности, это касается работы фондов, финансирующих исследования.
Кроме того, необходимо стимулировать развитие научного сообщества, и начинать надо с вузов, откуда в это сообщество вливаются кадры. Ливанов назвал три линии работы в этой области. Во-первых, это борьба с псевдовузами (вузами, которые плохо учат); во-вторых, - поддержка тех, кто готов заниматься наукой на высшем уровне; в-третьих, - создание эффективных механизмов взаимодействия внутри сообщества. Под эффективностью понимается упор на саморегуляцию и сокращение бюрократизации. Что касается псевдовузов, лучшим подспорьем для фильтрации, по мнению Ливанова, остается мониторинг. Он сказал, что первый раунд мониторинга, навлекший на себя большое количество критики, в том числе небезосновательной, уже дал некоторые показательные результаты. В частности, по итогам этого мониторинга сократится система филиалов, которые не справляются со своими обязанностями. Дальше в процедуру будут вноситься изменения, повышающие её точность и эффективность, но суть останется. Основные требования к инспектируемым вузам — это поддержание связи, с одной стороны, с работодателями, а с другой стороны, с научным сообществом и его деятельностью.
Наряду с санацией некачественного сегмента образования, Ливанов считает важным поддерживать кластеры высокого качества — в том числе в региональных университетах. Это нужно для того, чтобы повышать инновационный потенциал и устанавливать связи с промышленностью. Планируется также создавать «островки качественной научной деятельности» по всем регионам. С этой целью в 2014 г. должна быть запущена программа «1000 научных лабораторий». Ливанов подчеркнул важность стимулирования как фундаментальных, так и прикладных направлений.
После выступления Ливанова, правда, пришел первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов и рассказал, что из-за бюджетного дефицита государство мало на что может выделить средства. В расчетах бюджета на ближайшие три года приоритетной задачей считается оптимизация транспортной системы, а на другие крупные начинания денег пока не хватает. Разве что из региональных или частных источников появятся.
Рациональное и эмоциональное
Обобщающие соображения о значении социальной политики и её связи с экономикой высказал Ярослав Кузьминов. Он сказал, что обычно социальную политику позиционируют как средство стабилизации общества в условиях расслоения. Однако бедность, скажем, существовала и в XIX веке, а социальной политики как таковой не было, хотя была благотворительность. Из этого следует, что социополитика как инструмент стабилизации появляется тогда, когда в обществе нарастает напряженность из-за недовольства существующим положением, причем источник этого недовольства — не всё общество, а его наиболее активные слои. Например, в отношении гастарбайтеров, сказал Кузьминов, которые, к слову, приехали из бывших советских республик, не будет социополитики, пока не возникнет массового гражданского недовольства, вызванного тем, что их притесняют. Иными словами, важную роль в изменении социополитики играет адвокация.
А такая солидарность граждан в отношении тех или иных социальных реалий обеспечивается, в свою очередь, существованием определенных социальных мифов. Таким образом, эта проблематика находится где-то между рассудочной социополитикой, которая пытается добиться объективности, опираясь на анализ, и ценностно-эмоциональной. Экономисты традиционно боятся массовых эмоций и стараются от них дистанцироваться, но при этом предмет их исследования — это фактически устойчивые эмоциональные состояния общества.
Нынешняя социополитика в России может довольно успешно существовать на уровне риторики, когда есть обещания, но нет фактических изменений. Её положение характеризуется тем, что она унаследована из Советского Союза. Однако если в СССР она была актуальна, потому что соответствовала общественному запросу, то сейчас запрос изменился. В СССР это выражалось в действии рациональной распределительной системы командной экономики. Рынок был фактически пустой оболочкой — купить можно было только то, что не было особенно редким или ценным (газировку, например). А редкое и дорогое (квартиры, образование и т. п.) оказывалось вне рынка и распределялось через государство. Эта система носила выравнивающий характер и, надо отдать ей должное, вносила в общество элементы справедливости.
В первые двадцать лет существования СССР это была политика для бедных. Никто не предусматривал социополитики для, например, среднего класса: во-первых, ресурсов не было, во-вторых, уровень бедности был очень высоким. Между тем, сейчас мы имеем установившийся разрыв между рассудочным и ценностным направлениями социополитики, и политическая борьба его эксплуатирует.
При этом Кузьминов считает, что российское общество находится на рубеже серьезных изменений, так как меняется его структура и понимание справедливости. Это связано с тем, что в России к настоящему моменту сформировался большой средний класс — 22-23% населения. Под средним классом Кузьминов подразумевает семьи с месячным доходом выше 30 000 рублей и располагающие квартирой и машиной. Характерная черта среднего класса в том, что у людей есть некоторые ресурсы, позволяющие им выбирать товары и социальные услуги. Привыкнув к этому, они уже не соглашаются довольствоваться отсутствием выбора. Это порождает неудовлетворенность и скепсис, а как следствие — активность и потребность не в стабильности, а, наоборот, в изменениях к лучшему. Таким образом, специфика сложившейся сейчас в обществе ситуации в том, что у социальной политики появился новый потребитель, и с этим придется считаться.