За последнюю неделю тезаурус публичных политиков, обывателей и сотрудников популярных СМИ резко расширился, во всяком случае, в сегменте знаний, связанных с ценообразованием, куплей-продажей и транспортировкой природного газа. Российско-украинский конфликт по этому поводу стал предметом большой политики с активным международным участием и, разумеется, поистине вселенского PR'а.
Словом, случился очередной «спор славян между собой, домашний старый спор» (А.С.Пушкин). Или, если угодно, «большая пря, сиречь диспут» (С.С.Наровчатов).
Штатные патриоты типа гг. Маркова и Миграняна расценили итоги этого восточнославянского спора как очередной успех российской внешней политики, очередное сокрушительное поражение «оранжевых сил» и, соответственно, как дальнейшее укрепление всего, что потребуется впредь.
Мой друг и редактор В.Лейбин сделал прямо противоположный вывод, оценив итоговое соглашение как «сокрушительное поражение России».
Нейтральная публика, вовлеченная в украинские политические реалии, обратила внимание, что весь конфликт от начала до конца стал ценным и, в общем, незаслуженным подарком, который упомянутые «оранжевые силы» получили накануне мартовских выборов от руководства РФ и "Газпрома", а также от российской политтехнологической тусовки.
Европейцы, особенно из числа новых членов ЕС, послав чуму на оба восточнославянских дома, всерьез задумались о диверсификации своего энергоснабжения и о радикальном энергосбережении.
Автор этих строк патриотом по найму никогда не служил, в украинскую политику не вовлечен вовсе, а в европейскую - тем более. По этой причине остановлюсь не на геополитике совокупно с «энергетической безопасностью» и «суверенной демократией», а на предметах сугубо приземленных, проходящих по курсам введения в экономику, географии и арифметики.
Итак, общие условия задачи.
Россия будет продавать газ по 230 долларов за 1000 кубометров, а Украина – покупать по 95.
На границу Украины будет поступать «купаж», составленный (в годовом исчислении) из 40 миллиардов кубометров туркменского газа и 16,5 миллиардов российского (на самом деле, «купаж» еще сложнее, поскольку в составе номинально туркменского газа присутствует также казахская и узбекская компоненты).
Эксклюзивным поставщиком этой продукции назначена по согласованию сторон компания "РосУкрэнерго". Это совместное предприятие с двумя мажоритарными акционерами – "Газпромбанк" и Raiffeisen Investment, дочка Raiffeisenbank, а также одним миноритарным – «Нафтогаз Украины». До настоящего времени компания занималась транспортировкой туркменского газа на Украину через территорию России.
Первый вопрос проходит по курсу введения в экономику.
Транспортировать туркменский (или любой другой) газ на Украину (или в любую иную сопредельную страну) через территорию России физически возможно исключительно по газотранспортной сети, принадлежащей "Трансгазу" – 100-процентной дочке "Газпрома". Никаких других путей транспортировки газа по территории России не существует; перевозку газа в цистернах по железной дороге мы для ясности картины из рассмотрения исключим.
На каком виде деятельности в этих условиях специализировалась компания "РосУкрэнерго"?
Ответ очевиден: компания являлась сугубо эксклюзивным (надо полагать, тендер на столь экзотические услуги ни одной из сторон сделки никогда не объявлялся!) и сугубо доверенным посредником. Подобные крокодилы посреднического бизнеса водились разве что на заре 1990-х…
Второй вопрос – из курса арифметики.
Сколько стоит туркменский газ франко место назначения, то есть на границе Украины?
Для ответа на этот вопрос требуется решить уравнение с одним неизвестным:
(40*Pтурк + 16,5*230/(40 + 16,5)=95,
все цифровые значения взяты из исходных данных нашей задачи.
Выходит, что Pтурк = $39,3 за 1000 кубометров.
Вообще-то, на всех этапах политических обсуждений говорилось о том, что туркменский (узбекский, казахский) газ поставляется по цене $55-65, то есть заметно дороже. Впрочем, не будем мелочиться, поскольку нас ожидает третий вопрос – из курса экономической географии.
Сколько стоит туркменский газ по месту отгрузки, то есть на границе Туркмении?
Не буду «грузить» читателя подсчетом точного километража трубопроводов, по которым газ идет от границы Туркменистана до границы Украины. Возьмем для простоты расстояние от Ашгабата до Киева по «воздушке», которое составляет 2616 км. Округлим его в меньшую сторону. Полученная величина 2500 км явно не превышает искомую. Благодаря отмеченному выше расширению тезауруса, сегодня каждый школьник знает, что транспортировка тысячи кубометров газа на 100 км стоит не менее $1. Так что транспортные издержки франко граница Украины составят никак не менее $25. Более того, если считать справедливой и рыночной ставку транзита в $1,6, только что согласованную для Украины, получится, что эти издержки составят и вовсе $40, то есть превысят цену отпуска.
Из всей этой арифметики с географией следуют любопытные выводы. Либо отец всех туркмен является по совместительству еще и отцом "РосУкрэнерго", готовым продавать ему свое национальное достояние даром (ну, или никак не дороже $14 за 1000 кубометров!); либо же г-н Миллер выполняет аналогичные отцовские обязанности по отношению к той же таинственной компании посредством бесплатной транспортировки газа и/или с помощью иных механизмов субсидирования полезного посредника.
Так что, господа читатели, не надо про геополитику, про имперские амбиции и, тем более, про противостояние «оранжевой угрозе»! Бизнес, господа. Только бизнес, и ничего личного: полезный посредник "РосУкрэнерго" резко расширяет сферу деятельности и доводит годовой объем продаж до приятной отметки близ $5,4 млрд. Это, разумеется, несколько меньше $9,3 млрд, пропущенных год назад через счета ныне легендарной "Байкалфинансгрупп", но тоже, в общем, неплохо. Ведь еще молодой Б.А.Березовский в лучшие свои годы пропагандировал исключительную плодотворность взятия cash flow под контроль доверенных людей …
Прошлым летом украинские политики говорили по поводу компании "РосУкрэнерго" всяческие гадости. Мол, Raiffeisenbank – всего только номинальный держатель, а на самом деле компанию контролируют некоторые сомнительные дельцы с криминальным прошлым.
Такие инсинуации даже обсуждать не хочется. Вспомним, что год назад и про «Байкалфинансгрупп» говорилось всякое такое, а потом выяснилось, что никакие там не сомнительные дельцы, а, напротив, известные люди, притом «с опытом работы в энергетическом бизнесе».
«День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?» (Куваев О. «Территория»)
PS. Специально для молодых читателей сообщаю: