Законопроект о парламентском контроле, предложенный оппозицией, 3 июля будет отклонен профильным комитетом. В отличие от законопроекта о штрафах на митингах, «Единая Россия» при обсуждении предложений решила проигнорировать западный опыт. На вопрос – «Почему?», последовал ответ – «Ну мы же не штрафы обсуждаем».
2 июля во время заседания комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству были в очередной раз рассмотрены законопроекты о парламентском контроле, предложенные «Единой Россией» и депутатами от оппозиции.
Предыдущее рассмотрение законопроектов в минувший четверг, 28 июня, комитетом-соисполнителем по безопасности и борьбе с коррупцией вызвало беспрецедентный конфликт между разработчиком оппозиционного документа Геннадием Гудковым и главой комитета Ириной Яровой. Яровая прямо на заседании назвала действия Гудкова в думе «коррупционным влиянием», а эсер пообещал главе комитета встречу в суде.
Обсуждение законопроекта на комитенте Думы по конституционному законодательству и госстроительству прошло менее бурно, но без особого успеха для представителей авторов законопроекта - депутатов от «Справедливой России» Дмитрия Горовцова и Геннадия Гудкова.
По ходу заседания Геннадий Гудков пытался привести множество ссылок на западный опыт, указывал на несколько парламентских слушаний, проведенных по их проекту, на группу уважаемых экспертов, входивших в команду разработчиков и на новеллы, которые должны были бы принести представителям парламента возможность контролировать действия исполнительной власти.
– пояснил в ходе доклада Дмитрий Гудков. - Парламентские комиссии и комитеты, которые создаются, в любом парламенте, в тех же Соединенных Штатах Америки, имеют там гигантские полномочия по парламентскому контролю, и президент, любой министр, любое там лицо должностное, обязано дать пояснение, обязано прийти и при необходимости даже лично на комиссию (они там бывают смешанные, бывают отдельные от палаты) и давать пояснения по тому или иному вопросу, который становится предметом парламентского контроля».
Но аргументы Гудкова услышаны не были. Докладчик по конкурирующему законопроекту о парламентском контроле депутат от «Единой России» Владимир Поневежский заявил: «Законопроект нарушает принцип разделения властей, нарушает конституцию. И при чем здесь «во всем мире»? Мы же обсуждаем российскую конституцию. Мы же не рассуждаем сейчас, как устроена эта ситуация в Соединенных Штатах, как у них устроена судебная система и законодательная власть».
На это член профильного комитета депутат-эсер Дмитрий Гудков резонно заметил: «А когда мы штрафы обсуждали, вы часто ссылались на нормы демократических стран…»
Но прямо на заседании решения о законопроектах принимать не стали. Глава комитета Думы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин пообещал к 3 июля подготовить экспертные заключения по обеим инициативам. Дмитрий Гудков при этом заявил «Полит.ру», что не сомневается в том, что законопроект оппозиции будет отклонен. «Конечно они не дадут нам таких полномочий. Мы бы сразу же устроили расследования, раскопали бы правду об обысках 11 июня. С оппозицией после такого закона страшно было бы связываться», - объяснил депутат.
Вместо расширения полномочий парламентариев (единороссы усмотрели в этом также коррупционную составляющую, а заявления Гудкова о том, что согласно его документу все решения принимаются контролирующей парламентской комиссией открыто и гласно - проигнорировали)
регулярные отчеты представителей Думы в госкорпорациях и годовые отчеты об эффективности использования бюджетных средств.
При этом вопрос Гудкова «И что вы будете делать со всеми этими отчетами?» также не нашел ответа, как и заявление корреспонденту «Полит.ру» Дмитрия Горовцова о том, что принятие законопроекта от партии власти идет с серьезными нарушениями.
«Там, очевидно, расходы федерального бюджета, но они [«Единая Россия»] назначают дату рассмотрения без заключения правительства – это грубейшее нарушение. И правовое управление нам написало, что нужен отзыв правительства, а в их случае этого как-то не усмотрели. А по правилам законопроект в этом случае надо вернуть. Но главное, к их документу нет даже заключения правового управления к первому чтению!», - возмущается парламентарий.
На сегодняшний день, согласно федеральному законодательству, организация парламентского расследования со всеми масштабными полномочиями для парламентариев возможна, но настолько сложна (в частности, требуется согласие и Госдумы, и Сената), что была проведена лишь единожды – для расследования обстоятельств катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС.