будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна

Аутентичный парламентский контроль

Аутентичный парламентский контроль
gudkov
Геннадий Гудков.. Источник: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Законопроект о парламентском контроле, предложенный оппозицией, 3 июля будет отклонен профильным комитетом. В отличие от законопроекта о штрафах на митингах, «Единая Россия» при обсуждении предложений решила проигнорировать западный опыт. На вопрос – «Почему?», последовал ответ – «Ну мы же не штрафы обсуждаем».

2 июля во время заседания комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству были в очередной раз рассмотрены законопроекты о парламентском контроле, предложенные «Единой Россией» и депутатами от оппозиции.

Предыдущее рассмотрение законопроектов в минувший четверг, 28 июня, комитетом-соисполнителем по безопасности и борьбе с коррупцией вызвало беспрецедентный конфликт между разработчиком оппозиционного документа Геннадием Гудковым и главой комитета Ириной Яровой. Яровая прямо на заседании назвала действия Гудкова в думе «коррупционным влиянием», а эсер пообещал главе комитета встречу в суде.

Обсуждение законопроекта на комитенте Думы по конституционному законодательству и госстроительству прошло менее бурно, но без особого успеха для представителей авторов законопроекта - депутатов от «Справедливой России» Дмитрия Горовцова и Геннадия Гудкова.

По ходу заседания Геннадий Гудков пытался привести множество ссылок на западный опыт, указывал на несколько парламентских слушаний, проведенных по их проекту, на группу уважаемых экспертов, входивших в команду разработчиков и на новеллы, которые должны были бы принести представителям парламента возможность контролировать действия исполнительной власти.

«Во всех развитых демократических странах с нормальной парламентской системой власть в соответствии с законодательством по сути отдает право контроля своей деятельности оппозиции,

– пояснил в ходе доклада Дмитрий Гудков. - Парламентские комиссии и комитеты, которые создаются, в любом парламенте, в тех же Соединенных Штатах Америки, имеют там гигантские полномочия по парламентскому контролю, и президент, любой министр, любое там лицо должностное, обязано дать пояснение, обязано прийти и при необходимости даже лично на комиссию (они там бывают смешанные, бывают отдельные от палаты) и давать пояснения по тому или иному вопросу, который становится предметом парламентского контроля».

Но аргументы Гудкова услышаны не были. Докладчик по конкурирующему законопроекту о парламентском контроле депутат от «Единой России» Владимир Поневежский заявил: «Законопроект нарушает принцип разделения властей, нарушает конституцию. И при чем здесь «во всем мире»? Мы же обсуждаем российскую конституцию. Мы же не рассуждаем сейчас, как устроена эта ситуация в Соединенных Штатах, как у них устроена судебная система и законодательная власть».

На это член профильного комитета депутат-эсер Дмитрий Гудков резонно заметил: «А когда мы штрафы обсуждали, вы часто ссылались на нормы демократических стран…» 

«Но сегодня же мы обсуждаем не штрафы», - не задумываясь ответил Поневежский.

Но прямо на заседании решения о законопроектах принимать не стали. Глава комитета Думы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин пообещал к 3 июля подготовить экспертные заключения по обеим инициативам. Дмитрий Гудков при этом заявил «Полит.ру», что не сомневается в том, что законопроект оппозиции будет отклонен. «Конечно они не дадут нам таких полномочий. Мы бы сразу же устроили расследования, раскопали бы правду об обысках 11 июня. С оппозицией после такого закона страшно было бы связываться», - объяснил депутат.

Вместо расширения полномочий парламентариев (единороссы усмотрели в этом также коррупционную составляющую, а заявления Гудкова о том, что согласно его документу все решения принимаются контролирующей парламентской комиссией открыто и гласно - проигнорировали)

партия власти предложила в качестве парламентского контроля ввести антикоррупционную экспертизу для всех законопроектов,

регулярные отчеты представителей Думы в госкорпорациях и годовые отчеты об эффективности использования бюджетных средств.

При этом вопрос Гудкова «И что вы будете делать со всеми этими отчетами?» также не нашел ответа, как и заявление корреспонденту «Полит.ру» Дмитрия Горовцова о том, что принятие законопроекта от партии власти идет с серьезными нарушениями.

«Там, очевидно, расходы федерального бюджета, но они [«Единая Россия»] назначают дату рассмотрения без заключения правительства – это грубейшее нарушение. И правовое управление нам написало, что нужен отзыв правительства, а в их случае этого как-то не усмотрели. А по правилам законопроект в этом случае надо вернуть. Но главное, к их документу нет даже заключения правового управления к первому чтению!», - возмущается парламентарий.

На сегодняшний день, согласно федеральному законодательству, организация парламентского расследования со всеми масштабными полномочиями для парламентариев возможна, но настолько сложна (в частности, требуется согласие и Госдумы, и Сената), что была проведена лишь единожды – для расследования обстоятельств катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).