Доследственная прокурорская проверка выявила нарушения в действиях должностных лиц при подготовке и использовании батискафа АС-28 "Приз", затонувшего 4 августа и спасенного через трое суток. По факту аварии батискафа уже возбуждено уголовное дело по статье "халатность". Конкретных обвиняемых пока нет, но они могут появиться.
Сейчас прокуратура Тихоокеанского флота изъяла для изучения все документы с момента постройки батискафа по сегодняшний день. "Следствием выясняются причины и условия, способствовавшие аварии подводного аппарата. Назначены и проводятся 12 различных экспертиз", - цитирует РИА "Новости" сообщение прокуратуры. К экспертным исследованиям привлечены специалисты Генерального штаба ВС РФ, Главного штаба ВМФ, КБ "Лазурит", финансовой инспекции Минобороны, судебно-медицинские эксперты, специалисты ФСБ и Министерства финансов России.
Следствие идет и на самом спасенном батискафе. Следователи располагают остатками рыболовной сети, намотавшейся на винт, и образцами тросов, перерезанных британским аппаратом "Скорпион-45". Как получилось, что сеть оказалась в районе, запрещенном для прохода судов, предстоит выяснить. Пока есть две версии: сеть могла лежать там уже несколько лет, либо ее принесли волны за несколько дней до происшествия, когда был сильный ветер и волнение моря.
Сам аппарат не получил видимых повреждений. Военные говорят, что если винто-рулевая группа, на которую намоталась сеть, окажется исправной, то батискаф будет эксплуатироваться и дальше. АС-28, которому уже 30 лет, последний раз ремонтировался в 2003 году. Если Минобороны выделит средства, то батискаф пройдет модернизацию на заводе-производителе "Красное Сормово".
В рамках расследования уголовного дела спасенному экипажу батискафа будет назначена медицинская экспертиза. В военном госпитале Петропавловска-Камчатского сообщили, что семеро подводников останутся под наблюдением врачей еще неделю. Сообщается, что моряки, которые несколько дней провели на глубине около 200 метров при низкой температуре, недостатке питания и кислорода, сейчас чувствуют себя хорошо. Однако перед тем, как отправиться домой, они должны пройти полное медицинское обследование в кардиологическом отделении госпиталя. Военные медики говорят, что моряки несколько истощены, но состояние у них удовлетворительное, и кроме простуды у них ничего не обнаружено.
Во время спасательной операции военные докладывали, что у моряков на батискафе было запасов пищи и воды на пять дней. Однако спасенные подводники успели рассказать родным, что у них практически не было ни воды, ни еды. В день они делали по три-четыре глотка воды и съедали по несколько крошек сухарей. И еще они показали женам предсмертные записки, которые написали через несколько часов после того, как АС-28 потерпел бедствие. Однако уже сегодня командир батискафа Валерий Лепетюха опроверг информацию о том, что моряки написали своим родным и близким прощальные записки. "Никто таких записок не писал, - сказал он, - мы верили, что нас спасут".
Моряки скрыли то, что они писали прощальные записки, и от министра обороны Сергея Иванова, который провел в понедельник встречу с ними. По данным "Коммерсанта", эти записки подводники написали после того, как узнали, что "была команда из Москвы беречь антенну", за которую зацепился батискаф. Речь идет о сверхсекретной гидроакустической системе дальнего обнаружения подводных объектов, известной под кодовым названием "Агам". Комплекс "Агам" размещен вдоль побережья Камчатки для контроля за передвижением подводных лодок (в первую очередь американских) в Тихом океане. Система также используется в мирных океанологических исследованиях.
Батискаф АС-28, с экипажем в 7 человек, затонул в бухте Березовая близ Петропавловска-Камчатска 4 августа. Военные сообщили, что подводный аппарат на глубине почти двести метров запутался в рыболовной сети, тросах и шлангах. Международная спасательная операция продолжалась три дня. В воскресенье в 16.19 по камчатскому времени (в Москве было раннее утро) АС-28 всплыл на поверхность после того, как беспилотный английский аппарат "Скорпион" перерезал путы, удерживавшие батискаф. После этого глава Минобороны России Сергей Иванов решил закупить для российского флота два аппарата "Скорпион", а президент Владимир Путин выразил благодарность английским подводникам.
Главным итогом расследования ЧП с батискафом, как ожидается, станет отставка главкома ВМФ Владимира Куроедова. Возможно, это произойдет в сентябре, когда у него закончится контракт, который не будет продлен. За почти восемь лет руководства ВМФ (адмирал Куроедов занял этот пост в ноябре 1997 года) флот пережил две катастрофы атомных субмарин: в августе 2000 года погибла подлодка К-141 "Курск", а в августе 2003 года – буксировавшаяся на утилизацию субмарина К-159. В этих авариях погибли 127 подводников, но главкому удалось удержаться на своем посту. Правда, после гибели "Курска" адмирал Куроедов просил президента Путина об отставке, но тот ее не принял. В обоих случаях ответственность была возложена на командующих Северным флотом. Кстати, после катастрофы К-159 адмирал Куроедов открыто признал, что "флот вновь наступил на грабли". Но инцидент с АС-28 на Камчатке показал, что российский ВМФ по-прежнему не имеет эффективной аварийно-спасательной службы, ведь без иностранной помощи спасти экипаж АС-28 было бы практически невозможно.