Все гражданское авиасообщение в стране скоро может остановиться из-за того, что Министерство транспорта и правительство не могут своевременно принять необходимые документы. Этого, во всяком случае, опасаются в Федеральном профсоюзе авиадиспетчеров России, руководство которого направило письмо в Минтранс и Росавиацию, сообщает сегодня газета «Известия».
В профсоюзе диспетчеров заявили, что в ближайшие дни истекают сроки действия свидетельств у каждого десятого авиадиспетчера Саратова, еще через неделю уже 80 процентов диспетчеров в этом городе по формальным причинам не будут допущены до работы.
В похожей ситуации оказались авиадиспетчеры Краснодара, Сочи, Владикавказа, Нальчика, Ставрополя, Минеральных вод, Волгограда и других городов юга России. Также проблемы возникли в Благовещенске.
Все авиадиспетчеры каждые два года должны проходить переаттестацию. Как правило, в конкретном регионе страны она проходит у большинства диспетчеров одновременно. Осенью 2013 года пришла очередь юга России. Раньше диспетчеры ездили в Ростов-на-Дону, где работала территориальная высшая квалификационная комиссия (ВКК), которая и продлевала свидетельства.
Однако 6 августа работа Ростовской ВКК, как и аналогичных структур по всей стране, решением суда была прекращена. Согласно закону, правила проведения аттестации должны быть разработаны Министерством транспорта и утверждены решением правительства. Однако на деле работа этих комиссий было организована согласно приказу Росавиации, который был принят в июне 2012 года.
Генпрокуратура и Роспотребнадзор решили, что глава Росавиации Александр Нерадько превысил свои полномочия, и обратились в суд, который и отменил в начале августа приказ Нерадько. Теперь не существует никаких документов, которые хоть как-то регламентировали бы работу Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации.
В самом Федеральном агентстве воздушного транспорта уверены, что, напротив, защищают российских пилотов, авиадиспетчеров и других работников отрасли. Сегодня на сайте ведомства опубликовано заявление о том, что «отдельные лица» собираются исключить из свидетельств срок действия документа, что нарушает стандарты Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Из-за этого, уверены в Росавиации, выданные в России свидетельства перестанут принимать в других странах. Это, в свою очередь, практически остановит международные полеты из России.
Росавиация 19 августа издала новый приказ о работе квалификационных комиссий, сославшись на свои закрепленные Положением о Росавиации полномочия. Однако прокуратура может добиться в суде отмены и этого документа — так как он вновь не одобрен федеральным правительством.
Авиадиспетчеры оказались в достаточно глупом положении. Закон запрещает им работать без соответствующего свидетельства о прохождении аттестации. А как получить это свидетельство совершенно непонятно — комиссии, которые их выдавали, сегодня не работают.
В результате страна может остаться без гражданских авиадиспетчеров на юге европейской части России — а в сезон отпусков это самое популярное направление полетов из самых населенных регионов.
В крайнем случае, правительство может попытаться заменить гражданских авиадиспетчеров военными. В 2003 году, после того, как лишенные права на забастовку диспетчеры путем голодовки вынудили повысить им зарплату, в Министерстве обороны заявили, что будут обучать своих диспетчеров по гражданским программам, что позволит им в чрезвычайных ситуациях управлять полетами гражданской авиации. Проблема была в том, что военные диспетчеры мало того, что хуже знают английский язык, но и на русском могут не понять того, что хотят пилоты гражданских лайнеров. Большинство гражданских команд, в целом, понятны даже неспециалисту, команды же военных диспетчеров специально делаются так, чтобы их никто не понял кроме «своих».
О новой программе обучения военных диспетчеров после 2003 года ничего не сообщалось и в 2010 году, когда произошла очередная акция протеста авиадиспетчеров, Министерство обороны не было привлечено для «затыкания дыр».
Впрочем, из-за проблем с приказом Росавиации под ударом могут оказаться не только авиадиспетчеры, но и другие специалисты — пилоты, бортпроводники, инженерный и технический персонал авиакомпаний и аэропортов. Для всех этих специалистов в Министерстве обороны вряд ли найдутся замены.