Согласно новым данным, предоставленным Межгосударственным авиационным комитетом, потерпевшие авиакатастрофу Ту-154 и Ту-134 исчезли с радаров с разницей в одну минуту. Специалисты МЧС утверждают, что Ту-154 мог взорваться в воздухе, о чем свидетельствует разброс обломков самолета, некоторые из которых были найдены на расстоянии в 40-50 километров от места падения.
Напомним, что расследование авиакатостроф не исключает версии терактов. По фактам падения обоих самолетов были возбуждены уголовные дела по части 3 статьи 263 УК РФ ("Нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц").
Сегодня в России день траура. Владимир Путин объявил его в связи с вчерашним крушением двух самолетов. На территории всей страны приспущены государственные флаги, учреждения культуры и телерадиокомпании должны отменить развлекательные мероприятия и передачи.
Тем временем работы по разбору останков самолетов, поиску и опознанию жертв и расследованию причин трагедии не прекращаются.
Поисковые работы
Как стало известно, на данный момент опознаны тела пяти жертв авиакатастрофы Ту-134. Об этом сообщили в медсанчасти районного центра Узловая, куда были доставлены тела погибших. “Опознаны погибший гражданин Израиля, житель Баку, двое волгоградцев и один москвич”, – сообщил источник. Всего в небе над Тульской областью, погибли 43 человека.
Среди пассажиров Ту-154, направлявшегося в Сочи, также был иностранец. Руководитель представительства авиакомпании “Сибирь” в Киеве сообщил, что им оказался гражданин Украины Сергей Шаров.
Родственники погибших направились сегодня к местам трагедий. Оставшимся в Москве оказывается психологическая помощь в аэропорту Домодедово, куда они приехали сразу после сообщений о крушении самолетов.
Версии
Хотя официально версию о теракте и не признали ведущей, ее высказывают уже не только сторонние наблюдатели.
Полпред президента по Южному федеральному округу Владимир Яковлев заявил сегодня, что на борту Ту-154 мог быть взрыв. По его словам, версий достаточно много. Все они пока не подтверждены. Но, как отметил полпред, "возможно, был какой-то взрыв". Также не исключена и версия теракта. Полпред отметил, что, согласно данным следствия, "что-то произошло очень быстро, и экипаж не успел ничего сообщить диспетчерам".
Первый начальник взрывотехнического подразделения КГБ СССР Владимир Михайлов заявил в интервью корреспонденту газеты "Коммерсантъ", что "не стал бы торопиться с выводом об отсутствии признаков теракта" в авиакатастрофах в Ростовской и Тульской областях.
Для безошибочного определения теракта необходимо собрать все части самолета, выложить их в отдельном ангаре и подвергнуть каждую деталь исследованию методами аналитической химии. Только по прошествии некоторого времени можно делать серьезные выводы.
Чтобы взорвать самолет, не требуется десятков килограммов взрывчатых веществ. "Достаточно и двухсот грамм, если знаешь, куда и как положить", - сказал он. А пронести взрывчатку на борт, по мнению начальника КГБ, очень просто: спецаппаратура стоит слишком дорого.
Две другие версии произошедшего - технические неполадки и ошибка пилотирования. В пользу "технической" версии говорит то, что оба лайнера в аэропорту "Домодедово" обслуживались и заправлялись топливом, скорее всего, одной и той же командой техников в одно и то же время. При этом, возможно, была совершена одна и та же ошибка: не закрыт какой-либо вентиль, не затянута гайка или в бак автоцистерны попало какое-либо опасное вещество. Против нее - то, что при этом с точностью до минуты должно было "совпасть" время возникновения неполадок. Самолеты находились в воздухе разное количество времени, а "сломались" одновременно.
"Человеческий фактор" исключать нельзя, однако обе авиакомпании указывали, что самолеты пилотировали очень опытные летчики. Эту версию легче всего подтвердить или опровергнуть показаниями "черного ящика", ведущего запись переговоров на борту.
Следственные мероприятия
Следственные бригады продолжают расшифровку бортовых самописцев с потерпевших во вторник катастрофу самолетов Ту-154 и Ту-134, причем процедуру чтения самописцев будут проводить не один раз.
Министр транспорта РФ, глава государственной комиссии по расследованию причин авиакатастроф Игорь Левитин заявил, что "не все самописцы находятся в хорошем состоянии, которое позволило бы их прочитать". Поэтому, сказал Левитин, необходимо "привести ленты в надлежащий порядок, чтобы прочитать все данные".