Автомобилисты, не приобретшие заблаговременно полисы автогражданки, чувствуют себя не слишком хорошо. Сначала их кинули, а теперь обдирают как липку. Только за первую неделю января, по данным ГИБДД, в Москве было оштрафовано более 200 тысяч водителей на сумму от 500 до 800 рублей каждый. В выигрыше от происходящего две категории граждан - их благосостояние за последние две недели значительно выросло. Речь идет о постовых гаишниках, чей взяточный гонорар вырос до 2000 рублей в сутки, и служащих страховых компаний (из заветного списка имеющих право выдавать полисы автогражданки). В офисах этих кампаний - аншлаг и очереди.
Так как нормальному водителю, кроме ожидания приема у автостраховщика, нужно еще и ездить по городу, то у гаишников отбоя в “клиентах” также не наблюдается. Откупившись пару-тройку раз (стандартный размер взятки по Москве 200-300 рублей), водитель возвращается в офис к страховщикам. Где все еще очередь.
Почему я говорю, что их “кинули”? В последние недели перед праздниками было сделано все возможное для того, чтобы владельцы автомобилей отложили покупку заветного полиса на следующий год. Поучаствовал даже сам президент, который в своем предновогоднем телеобщении к самым наивным россиянам (в 12 часов дня, как известно, перед телевизором сидят в основном пенсионеры и малые дети) высказался в том роде, что не все в законе об автогражданке справедливо. На РТР эту линию поддержали – чего стоит только критический репортаж в “Вестях недели” о том, что “18 млн. автовладельцев с 1 января могут стать “жертвами вполне законных санкций””. Многие понадеялись, что президент сделает новогодний подарок, и тарифы будут снижены.
Кроме того было обещано, что гаишники в первое время не будут останавливать машины специально для проверки страхового полиса. Только в том случае, если водитель нарушил другие правила. Об этом 22 декабря в Познеровских “Временах” старательно разглагольствовал главный гаишник России генерал Владимир Тимошин. Понятное дело, обещание оказалось полным враньем – выполняется оно лишь в некоторых регионах. Не в Москве, где, с одной стороны, самые богатые водители, а с другой – самые высокие ставки автогражданки. Моего знакомого Сашу Россихина в течение дня останавливали трижды – у него был полис, но на лобовом не был приклеен стикер. Поведение гаишника было стандартное – спрашивал наличие полиса, рассматривал и, попрощавшись, отпускал.
Можно, конечно, рассматривать эту ситуацию как результат обычной неразберихи (“хотели как лучше, а получилось как всегда”), однако паника среди автовладельцев на руку страховщикам. Это едва ли не единственный способ загнать водителей в страховые конторы. Промедление в таком деле смерти подобно. Есть и поучительный опыт.
На Украине, например, автогражданка отмерла сама по себе. Происходило это приблизительно так: сперва появились поддельные полисы – милиция постепенно научилась их различать. Тогда жулики перестали торговать подделками и начали доставать через страховщиков чистые полисы. Так как учет полисов организован не был, это привело к тому, что все, кто хотел, могли приобрести дешевые полисы по цене в 3-4 раза меньше настоящей. В связи с тем, что ставка автогражданки на Украине – порядка 800 рублей, эта сумма оказалась по карману – автостраховка появилась у всех. Через какое-то время гаишники перестали ее проверять, а автолюбители приобретать.
Закон об автостраховании написан таким образом, чтобы выжать из автомобилиста как можно больше денег. Тариф явно выше любых норм – стандартная сумма страхования отечественной легковушкии в Москве – порядка 200 долларов при страховом покрытии в 4 тыс. долларов США. Для справки – всего лишь год назад можно было приобрести подобный полис всего лишь за 70 долларов. Как заявляют сами страховщики, разница обусловлена якобы тем, что закон гарантирует затраты на лечение сбитого пешехода, которое не предусматривалось стандартным страховым контрактом. Хотя все тут немного не так. В итоге – часть денег идет не на оплату услуги (страхование), а отдается страховым компаниям в виде некоторого оброка. При этом совершенно непонятен интерес государства. Зачем ему создать при себе целую армию финансово самостоятельных вольных мытарей, когда ему самому денег не хватает?
Можно подумать, что таким образом власть (напомним, что уже в Думе прошлого созыва все законы принимались с ведома Кремля) хочет поддержать рынок страховщиков. Но это кажется нелогичным – до принятия закона автогражданка являлась динамично развивающимся сектором страхового рынка, где были большая конкуренция и снижающиеся поэтому цены. После того, как она стала обязательной, рыночный момент оттуда ушел.
По сути, государство сломало прогрессивную модель российского страхового рынка в пользу неэффективной, логика которой в том, что страхование у нас может развиваться преимущественно за счет административно-бюрократических рычагов. В условиях рынка такая система неэффективна. Других объяснений, кроме сговора со страховым лобби, в голову не приходит. А то, что власть в открытую отдает предпочтение лоббистам, а не гражданам, может сыграть с ней злую шутку – благо очередные выборы на носу. Да и если автогражданка по малороссийскому сценарию будет “замотана” снизу – это тоже авторитета власти не прибавит.