Сегодня во Владивостоке автовладельцы провели акцию, направленную против введения обязательной сертификации ввозимых из-за рубежа автомобилей на соответствие экологическому классу «Евро-2». В ходе акции под названием «Автомобилисты против бюрократии» по городу прошла колонна из сотни автомобилей с включенными фарами – от крупнейшего в стране рынка подержанных японских автомобилей «Зеленый угол» к зданию Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ). Автомобили непрерывно сигналили. На машинах были закреплены плакаты «За отмену Евро-2», «Мы не дойные коровы», «Не дадим убить автобизнес». За порядком следили несколько автомобилей ГИБДД.
Проблема заключается в том, что теперь автопродавцы должны доказывать, что ввозимые в Россию машины соответствуют экологическим стандартам Евро-2. С мая по сегодняшний день действует упрощенная система: продавцы доказывают это бесплатно путем применения специальной таблицы, разработанной по заказу Минпромэнерго и ФТС совместно автомобильным институтом НАМИ и Ростехрегулированием. Согласно ей, автомобили, соответствующие нормам «Евро-2», в США выпускаются с 1994 года, в Европе – с 1997 года, в Японии – с 1998 года. Сертификаты нужно оформлять только для автомобилей, выпущенных раньше.
Однако с 1 сентября на каждый вновь ввезенный автомобиль, независимо от года выпуска, должен быть получен сертификат стоимостью 3 600 рублей. При этом диагностировать автомобиль, проверять уровень вредных выхлопов из двигателя никто не собирается, то есть деньги будут платиться только за то, что сертификационная организация правильно соотнесет данные таблицы с годом выпуска автомобиля. Поэтому Ассоциация автопродавцов считает требование сертификатов бюрократией.
Обеспокоенность автодилеров разделяет и Дальневосточное таможенное управление. Со 2 сентября работа портов, принимающих иномарки, может быть парализована. Каждый день в Приморье ввозится в среднем по тысяче машин, а сертификационная организация способна оформлять лишь около двухсот в сутки.
Как сообщают агентства, таможенники по требованию приморских автомобилистов уже решили продлить срок действия упрощенного порядка получения сертификатов на соответствие стандарту «Евро-2». Определять экологичность иномарки будут по-прежнему по году выпуска.
Между тем дальневосточные автомобилисты собирают подписи под коллективным письмом протеста против формы сертификации иномарок по «Евро-2», которое 25 августа они намерены направить премьер-министру Михаилу Фрадкову и депутатам Госдумы.
Авторы письма настаивают, что, поскольку подавляющее большинство автомобилей, ввозимых сейчас, выпущено не ранее 1999 года из-за запретительных пошлин на иномарки старше семи лет, такие автомобили должны считаться соответствующими «Евро-2» автоматически, как сейчас и происходит, и только в остальных случаях может потребоваться отдельная экспертиза.
Авторы письма называют полумерой продление действующего сейчас временного порядка ввоза иномарок. Они требуют, чтобы платная сертификация была отменена вообще, а соответствие экологическим нормам определялось таможенными органами в рабочем режиме согласно имеющимся таблицам.