Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Азбука истории от А(вена) до Я (сина)», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели и общественные деятели попытались дать свое личное определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.
Каждую неделю по понедельникам, средам и пятницам мы будем представлять вашему вниманию по одной из таких интерпретаций.
Социолог, руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон делится с читателями «Полит.ру» и участниками проекта «Твоя история» своим видением того, что в его системе координат означает «общественное мнение».
«Под общественным мнением в 90-е годы понималось мнение народа, мнение общества, мнение людей. В отличие от мнения, которое высказывается властью или которое публикуется в прессе. Это была очень важная категория, это то, что было обретено вместе с другими институтами новой свободной жизни, в отличие от жизни в советское время. В советское время, как многие граждане догадывались, опросов общественного мнения не было. Может быть, они не знали, почему, но они понимали, что опросы эти пришли именно с новой жизнью. Поэтому к общественному мнению было приковано очень большое общественное внимание, и значение придавалось весьма большое тому единственному агентству, которое это мнение изучало. Это агентство было создано в 1987-м году при большой поддержке Михаила Горбачева, под руководством Татьяны Заславской и Бориса Грушина. Им принадлежит честь создания первого в нашей стране, причем в стране Советский Союз такого центра. Они его создали, они его запустили. Через некоторое время, очень скоро, туда пришел работать Юрий Левада и несколько человек, его давних коллег, в их числе, я. И еще через какое-то время Юрий Левада стал директором этого центра. И еще через некоторое время центру пришлось сменить название, так сказать, вывеску, и он далее стал работать как "Аналитический центр Юрия Левады". Так он продолжает называться и теперь, и я там работаю.
Те, кто думали и помнили, что в советское время изучение общественного мнения в тех форматах и теми способами, которые теперь известны нам, не проводилось, они были совершенно правы, и надо заметить, что общенациональные опросы общественного мнения вообще не проводятся в тех странах, где вообще есть власть, претендующая на политическую монополию. Ну, скажем, в Китайской Народной Республике до сих пор такие опросы не проводятся. Почему? Потому что власть, претендующая на политическую монополию, претендует на то, что только она может знать и выражать мнение народа или населения. Альтернативный источник такого мнения недопустим. Поэтому в советское время, в позднесоветское время проводились локальные опросы на определенном предприятии или в каком-то районе. Выяснялось мнение той или иной группы людей, но общенациональные опросы не проводились.
Общественное мнение — это категория довольно сложная. Один из основателей Всесоюзного центра изучения общественного мнения Борис Андреевич Грушин выпустил книгу «Общественное мнение», она довольно такая объемистая, пересказывать здесь я ее не буду. Я хочу указать на то, что пониманий того, что такое общественное мнение, их несколько, и они дополняют друг друга. Помимо того, что я сказал (общественное мнение это то, что думает общество), есть еще возможность нескольких толкований этого словосочетания, но они, скажем так, более профессиональные. Одно из них такое: общественным мнением стоит называть то, что получается в результате изучения общественного мнения, в результате проведения опросов. В самом деле, возьмем такую категорию как рейтинг. Очень широко известен показатель, там, рейтинг Путина, например. Рейтинг Путина — вещь, о которой много говорят, за которой следят, которую публикуют, которая меняет свои значения: то он растет, то он падает. Между тем, это вещь, которая существует только в результате проведения опросов. Никакого рейтинга, отдельно от этих опросов, нет. Это не атрибут Путина, как, там, его одежда или его внешность. Это атрибут общества, общественной жизни, но который возникает только в результате опросов, проводимых вполне определенным образом по определенной методике. Если делать это по-другому, будет какой-то другой показатель. От того, что мы называем «рейтингом Путина», его просто в этом смысле не будет.
И надо понимать, что опросы общественного мнения, они проводятся давным-давно, в Западных странах уже около ста лет регулярно. А в нашей стране уже тоже несколько десятилетий, и в результате проведения этих опросов существует очень большой корпус неких данных результатов, по ним можно изучать процесс, происходящие в обществе, можно строить прогнозы, в общем, они используются для разных целей разными пользователями. Но надо понимать, что вся вот эта вот реальность, она уже воплощена и в книгах, в каких-то видеосюжетах, в многих-многих, так сказать, миллионах цифр. Она создана в результате того, что проводятся такие опросы. Как самостоятельная сущность в этом смысле она не имеет собственного существования. Такова одна точка зрения.
Теперь другая точка зрения. Она ближе к социально-философской, она говорит, что общественное мнение существует, изучают его или нет, оно существует в разных формах, в разных проявлениях, и некоторые толкования говорят, что, скажем, театр, кино, радио, масс-медиа, это все форм выражения общественного мнения; выступления людей на собраниях, на митингах — это тоже проявления общественного мнения. Анекдоты, или шутки, разговоры — это тоже проявления общественного мнения. Важно понимать, что эти слова позволяют, так сказать, такое толкование, и я не собираюсь говорить, что это толкование верное, а то — неверное.
Можно сказать, что есть такие формы или форматы существования общественного мнения, а есть и то общественное мнение, которое выявляется путем специальных процедур. Вот процедуры определяются словом «опросы», ну, есть еще несколько других методов, опросы — это наиболее широко известный способ. И есть определенное соотношение между тем, что можно выявить в результате деятельности профессионалов изучения общественного мнения, и тем, как общественное мнение выражает поэт, артист или политик, выступающий перед публикой. Эти соотношения иногда хорошо известны, иногда антагонистические, они друг другу, так сказать, противоречат, или как-то ориентируются, ссылаются и так далее. То есть, это такой большой мир, который весь можно отнести, вернее, можно обозначить двумя словами «общественное мнение».
Толкование этих двух слов, о которых я хочу сказать, это то, которое в наибольшей степени важно для людей, проводящих исследование общественного мнения. Они полагают, или, скажем так, им удобно представлять, что общественное мнение, это, действительно есть некая совокупность регулятивов, норм, ценностей, образцов поведения (которые изучают социология, психология, ну и еще некоторые дисциплины), и что это общественное мнение, оно объективно существует, и оно не является достоянием отдельного человека или отдельной личности, даже отдельной группы. А это та совокупность суждений или предписаний для действия, которое существует в рамках данного общества или сообщества. Мы можем говорить о населении города или о населении республики, страны, группы стран. И для вот этой социальной общности именно эта система взглядов, эти суждения и так далее, они имеют характер, ну, в общем, понудительный, они, так сказать, обязательны к исполнению социальными акторами, каковыми могут быть и индивиды, и социальные группы. И именно в результате наличия таких понудительных социальных регуляторов и имеет место массовое поведение, электоральное поведение, потребительское поведение. Поэтому люди покупают то-то, а не другое, голосуют за того кандидата или за того политического субъекта, а не за другого. И эти объективно действующие, объективно существующие регуляторы, их можно узнать в результате специальных процедур, вот каковые называются опросами или другими средствами изучения общественного мнения.
Напоследок могу сказать, что наряду с такой точкой зрения, что существует общественное мнение, что существуют все эти регуляторы, существует и точка зрения, она представлена философией, за ней есть своя традиция, согласно которой вообще существует только мнение отдельных людей. Каждый человек сам принимает решения, что купить, что съесть, что выпить, за кого проголосовать, что сказать и так далее. И списывать на общественное мнение, снимать с отдельного человека ответственность за его поступки, приписывать его некоему общественному мнению, которое ответственности нести не может, так поступать нельзя. Я как человек, который много занимался изучением общественного мнения, и публиковал результаты, и анализировал результаты этих опросов, я могу и считаю себя обязанным сказать, что я осведомлен о такой точке зрения. И полагаю, что каждый из нас в своей повседневной жизни должен из этого исходить, из своей персональной ответственности за то, что он делает и говорит. Но это не отменяет возможности изучать, как действуют драйверы массового поведения. Спасибо».