Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Азбука истории от А(вена) до Я (сина)», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели и общественные деятели попытались дать свое личное определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.
Каждую неделю по понедельникам, средам и пятницам мы будем представлять вашему вниманию по одной из таких интерпретаций.
Российский политик, президент Общероссийского общественного движения «Союз правых сил» Леонид Гозман делится с читателями «Полит.ру» и участниками проекта «Твоя история» своим видением того, что в его системе координат означает понятие «приватизация».
«Мне кажется, что это был очень успешный проект. Мне кажется, что все разговоры о том, что «приватизация провалилась» и так далее, это все бред сивой кобылы. Приватизация была исключительно успешным делом, она прошла очень здорово, на самом деле. Потому что, какая была цель приватизации? Целью приватизации, конечно, не была справедливость. Вообще, справедливость – это страшное понятие. Во имя справедливости было пролито больше крови, чем во имя чего бы то ни было еще. Задачей приватизации было сделать так, чтобы собственность обрела хозяев. Задачей приватизации было создание рыночной экономики.
Вот на следующем этапе, когда рыночная экономика уже есть, когда ее база уже заложена, вот тогда возникает более справедливое, более нравственное общество. Например, есть сильная корреляция между тем, как человек живет и тем вкладом, который он вносит в общее благосостояние, как интенсивно он работает, как талантливо он работает. Конечно, есть выбросы всегда, но все-таки возникает эта корреляция. В условиях социализма даже корреляции не было, в условиях социализма ни черта не работало, на самом деле, вообще ни черта. Вот задача была сделать эту самую рыночную экономику, и эта рыночная экономика была сделана.
Посмотрите, сейчас все то, весь позитив, который мы имеем сегодня, весь позитив: нормальные магазины, нормальные рестораны, нормальные автосервисы и многое-многое другое. Весь этот позитив связан исключительно только с тем, что в стране восстановлен институт частной собственности. Я хочу напомнить еще одну вещь, которая удивительна совершенно: в предыдущей нашей стране передел собственности, когда собственность была отобрана у миллионов хозяев, передана в руки правящей бюрократии, бюрократическому классу, вот тогда это стоило нашей стране десять миллионов жизней людей, погибших в гражданскую войну. Без всякого ядерного оружия, без всяких средств массового уничтожения других; шашками, тачанками мы справились. Десять миллионов людей погибли в прямом смысле слова в братоубийственной войне.
Я хочу обратить внимание сегодняшних критиков приватизации, что тогда, слава Богу, не было войны. Приватизация прошла без войны. Да, там были бандитские разборки, да, там какой-то один уголовник поубивал другого уголовника. Во-первых, это бывает всегда. Они всегда друг друга убивают, и это не гражданская война. Чеченская война, которая была трагедией страшной, она, во-первых, началась после завершения этапов приватизации, и конечно, она гражданской войной не была. Она была имперской войной на окраине империи, которую вели очень многие страны, к сожалению. Это не делает ее менее трагической, но она никак не связана с процессом приватизации.
Предыдущий передел собственности стоил нам десять миллионов жизней наших сограждан, этот передел собственности, во-первых, произошел в пользу большинства населения; не в пользу государства, не в пользу бюрократии, - в пользу людей он произошел. Хотя бы квартиры, которыми сегодня владеют все. Вообще, частная собственность, она действует не только в интересах частных собственников, она действует в интересах наемных работников. Потому что частная собственность (это еще фон Хайек показал), частная собственность обеспечивает конкуренцию работодателей на рынке рабочей силы, это означает, что работодатель конкурирует за работника. Она обеспечивает массу всего всем людям, не только частным собственникам. Поэтому я считаю, что приватизация была, наверное, самым смелым, самым отчаянным, и одним из самых успешных проектов, который реализовала наша страна в XX столетии».