будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Азбука истории
Ноябрь 19, 2025
Страна

Азбука истории. От А (вена) до Я (сина). Лев Якобсон

Азбука истории. От А (вена) до Я (сина). Лев Якобсон
yakobson
Лев Якобсон

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Азбука истории от А(вена) до Я (сина)», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели и общественные деятели попытались дать свое личное определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.

Каждую неделю по понедельникам, средам и пятницам мы будем представлять вашему вниманию по одной из таких интерпретаций.

Первый проректор Высшей школы экономики, заведующий кафедрой государственного управления и экономики общественного сектора НИУ ВШЭ Лев Якобсон делится с читателями «Полит.ру» и участниками проекта «Твоя история» своим видением того, что в его системе координат означает «социальные реформы».

«С точки зрения институтов социальной политики 90е годы были, с одной стороны, иллюзией, с другой стороны — очень нужных решений. В общем-то, впервые в нашей стране сформировалась социальная политика и ее институты, которые должны были, пусть худо-бедно, пусть как-то, но позволить решать социальные проблемы в условиях строящейся рыночной экономики, каких-то попыток выстраивания демократической политической системы, опыта такого не было. Но было естественное стремление перенести на отечественную почву все самое лучшее, что имелось в мире к тому времени.

Надо прямо сказать — у меня отношение к этим реформам и тогда и сегодня было и остается неоднозначным. Почему? Потому что и тогда я исходил из того, что качество социальной политики, как, впрочем, и качество политической системы, есть производная от состояния гражданского общества. Во многом это верно и в отношении экономических институтов, институтов рынка, но все же в рынке больше спонтанного.

Экономические институты не то, чтобы не предъявляют требований к состоянию гражданского общества, но не настолько следуют за ним, как институты социальной политики. Здесь чрезвычайно важно доверие в обществе, восприятие общего блага, солидарность. Можно законами устанавливать требования к солидарности, перераспределению, но, если оно не укоренено, такое отношение, в самом обществе, оно не будет работать, как следует. Повторяю, я это осознавал и тогда и поэтому довольно скептически относился к перспективе устроить у нас такую замечательную, примерно такую, как в Европе, скажем, систему здравоохранения, пенсионную, образовательную и всякую иную.

Я идеологически был близок к реформаторам, входил в их круг, участвовал в разработках, но всегда выступал в роли градуалиста. Например, предлагал обязательное медицинское страхование не вводить форсированно по всей стране, а хотя бы начать с «пилотов» — с экспериментах в более готовых регионах. Я не очень верил, при том, что идейно поддерживал, во введение накопительной пенсионной системы, потому что она предполагает довольно высокую развитость финансовых рынков, а это вопрос не технический, это вопрос доверия. Доверия людей друг к другу, доверия к бизнесу, доверия к государству.

При нашем уровне доверия в принципе невозможно построить высокоэффективную пенсионную систему. Вот мы сегодня спорим — как сделать ее устойчивой на 20-30 лет вперед? Спросим любого из экспертов, участвующих в спорах, спросим любого гражданина на улице. А он вообще свои деньги готов вложить на 20-30 лет вперед? Не готов, потому что таково состояние нашего общества, нашей экономики, нашей политической системы.

Высокоразвитая пенсионная система не для нас, к сожалению. Не потому, что я — идейно против этого. Я — идейно «за», просто не доросли мы до этого. Что отсюда вытекает? Я считал, что основные усилия надо было все-таки прилагать в сфере развития гражданского общества, в сфере поддержки всяческой самоорганизации. Получается, что я во многом был прав. У нас сегодня, конечно, скорее, имитируется наличие медицинского страхования, особенного обязательного. Пенсионная система живет по принципу «шаг вперед — два шага назад», много проблем в сфере образования, практически не создана система социального обслуживания — настоящая, работоспособная система обслуживания инвалидов и престарелых.

И все-таки, глядя из сегодняшнего дня, я отнюдь не склонен говорить, что — вот же, я был прав, как все правильно... Во-первых, само по себе грустно, что я во многом был прав, а, во-вторых, не во всем я был прав, потому что тоже предавался иллюзиям. Каким? Я понимал, что с помощью одних законов, не адекватных состоянию общества, сильную социальную политику не выстроить.

Кстати, в скобках замечу, что дело ведь еще в нехватке ресурсов, мы заимствовали институты, предполагающие весьма щедрое финансирование социальной политики, при явном недостатке этих ресурсов. Отсюда все эти «серые схемы», коррупция — все это расцвело в здравоохранении, в образовании. И, тем не менее, я уже сказал, что я тоже предавался иллюзиям — иллюзиям в отношении темпов развития гражданского общества. Мне что казалось? Ну, еще 10 лет, 20 лет, если этим всерьез заниматься — будем иметь такое качество гражданского общества, при котором сможем эти передовые мощные институты у себя выстроить. Ну, а сейчас, может быть, строить, но не так быстро. Все оказалось гораздо сложнее. Конечно, и в области развития гражданского общества можно было сделать больше, гораздо больше, чем мы сделали.

И тем не менее, я сейчас вижу, что это очень длительный процесс. А уж коли это длительный процесс, такое введение «недоношенных» институтов имело немалое позитивное значение. Да, работают они плохо. Но само их присутствие задает некую планку, меняет общественную атмосферу, поворачивает в правильную сторону мозги, формирует запросы — по крайней мере, в среднем классе. Они не столько работают, как таковые, сколько воспитывают, обрисовывают перспективу. Ну, и конечно, в определенной мере работают позитивно. Поэтому я решительно против демонтажа этих институтов, например, накопительной пенсионной системы, хотя в текущем периоде от нее проку мало. Но демонтировать нельзя, надо двигаться вперед, а не назад.

В этом отношении та повестка дня социальных реформ, которая возникла в 90-е годы — я к ней сегодня отношусь по принципу, сформулированному Кон-Бендитом: «Будьте реалистами и требуйте невозможного». Да, планка была поставлена выше, чем мы реально могли достичь. Но это было полезно, это было нужно. Особенно это относится к принципам открытости, прозрачности, конкуренции в сфере социальной политики. К тому, чтобы она ориентировалась на реальные запросы граждан, чтобы они могли выбирать, что им нужно, чтобы не государство им навязывало те или иные условия жизни.

Надо сказать, что замыслы, которые сформировались в 90-е годы, они были на уровне законов во многом реализованы в самом конце 90-х — начале 2000-х годов. Но, если мы посмотрим, как эти законы на практике работают — посмотрим на подзаконные акты, на бюрократические практики, мы увидим, что этого выбора, по сути, нет, или он очень узок. Вот в этом отношении мне кажется, что даже в пределах вполне возможного следует проявлять гораздо большую настойчивость, чем это было до сих пор».

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).