будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Азбука истории
Июль 4, 2025
Страна

Азбука истории. От А (вена) до Я (сина). Владимир Гельман

Азбука истории. От А (вена) до Я (сина). Владимир Гельман
gelman
Владимир Гельман

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Азбука истории от А(вена) до Я (сина)», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели и общественные деятели попытались дать свое личное определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.

Каждую неделю по понедельникам, средам и пятницам мы будем представлять вашему вниманию по одной из таких интерпретаций.

Российский политик, кандидат политических наук Владимир Гельман делится с читателями «Полит.ру» и участниками проекта «Твоя история» своим видением того, что в его системе координат означает понятие «региональная политика». 

«Региональная политика в России 1990-х годов возникла на пересечении двух крупномасштабных процессов. Это, с одной стороны, процесс распада Советского Союза и ослабление федеральной власти в самой России, и процессы очень бурных изменений в экономической и политической жизни стран - экономические реформы и демократизация. И в этих условиях сложилась ситуация, когда, с одной стороны, в регионах возникали собственные политические режимы, очень разные, в разных ситуациях, в разных регионах, в зависимости от большого количества факторов. И в то же время федеральный центр имел очень мало возможностей, очень мало ресурсов влиять на этот процесс, особенно в этнических республиках России, которые заявили в 1990-м году о своем суверенитете. Это был такой торг, это был очень часто неприкрытый шантаж центрального правительства с целью выбить у налоговой преференции возможности контроля над природными ресурсами, над объектами собственности, в общем, что-то урвать, пользуясь тем, что федеральные власти имели очень ограниченные возможности влияния.

Реакция федерального центра была очень разной. Ну, предельный случай – это Чеченская республика, которая, фактически, вышла из-под контроля федерального центра, попытки восстановить этот контроль силовым путем оказались неудачными. И в 1991-м году, когда федеральные власти вводили чрезвычайное положение, и в 1994-м, когда началась первая чеченская война. А на другом полюсе – это регионы, которым удалось очень успешно торговаться с федеральным центром, прежде всего, это Татарстан, Башкоркостан, Якутия (республика Саха), где федеральный центр пошел на такую попытку лояльности. Региональные лидеры получили, фактически, все то, чего они хотели, а федеральный центр в обмен добился того, что эти республики голосовали на федеральных выборах так, как нужно федеральному центру. В общем, этот процесс в известной мере продолжается и до сих пор.

А между этими полюсами были и другие варианты, связанные с тем, что регионы очень по-разному реагировали на экономическую трансформацию, на спад производства, на то, что федеральный центр, в общем, не мог им помочь. Были регионы, которые пытались использовать потенциал массового недовольства против федеральных властей, фактически, провоцируя забастовки, акции протеста и демонстрируя федеральному центру, что нужно в регионы направить деньги. Регионы демонстрировали очень сильно различающиеся между собой модели поведения, но, в целом, такая ситуация была крайне непродуктивной для управления страной и для ее экономического развития. Потому что бизнес был вынужден иметь дело с разными правилами игры в разных регионах, федеральные власти вынуждены были всякий раз вступать на путь индивидуальных переговоров с конкретными региональными лидерами. И эта ситуация достигла своего предела в момент кризиса 1998-го года, когда оказалось, что федеральные власти очень слабо контролируют ситуацию.

И после этого кризиса складывается определенный консенсус среди федеральной элиты, что со сложившейся ситуацией пора заканчивать и, собственно, идея рецентрализации управления государством, то, что было воплощено в ходе федеральной реформы, которую инициировал Владимир Путин в 2000-м году, на самом деле, была озвучена еще сразу после кризиса 1998-го года. И, собственно, последней такой завершающей фазой этого процесса региональных диверсификаций стала попытка региональных лидеров сыграть первую роль в общефедеральных политических процессах, когда на выборах думских 1999-го года был создан блок «Отечество — вся Россия», который, фактически, возглавил Юрий Лужков, в руководство которого входили лидеры некоторых других регионов. И именно неудача этого блока послужила таким спусковым механизмом для дальнейшей рецентрализации управления страной.

В принципе, колебания региональной политики в России с советских времен и до нынешних можно было бы уподобить таким колебаниям маятника. Советский Союз был чрезвычайно централизованной страной, региональная политика в нем сводилась к раздаче денег и ресурсов из центра. Это было такой крайней точкой вот этого маятника. В 1990-е годы маятник качнулся совершенно в другую сторону, в сторону крайней децентрализации, к 1998-му году регионы контролировали свыше 60% консолидированного бюджета страны, это очень глубокая децентрализация. В 2000-е годы маятник снова качнулся в сторону больше централизации, но так пока и не нашел точки равновесия. Конечно, нынешнюю централизацию никак нельзя сравнить с тем, что наблюдалось в Советском Союзе. Но все-таки, по сравнению с периодом 90-х годов, изменения крайне значительные. И я бы сказал так, что, если то, что мы наблюдали в 90-е годы, во многом были такими тяжелыми трудными детскими болезнями региональной политики, то способы, которыми эти болезни лечили, в общем, во многом привели к перерастанию в стадию хронических заболеваний». 

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).