Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Азбука истории от А(вена) до Я (сина)», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели и общественные деятели попытались дать свое личное определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.
Каждую неделю по понедельникам, средам и пятницам мы будем представлять вашему вниманию по одной из таких интерпретаций.
Ветеран разведки, старший консультант инвестиционного банка UBS Юрий Кобаладзе делится с читателями «Полит.ру» и участниками проекта «Твоя история» своим видением того, что в его системе координат означает понятие «внешняя разведка».
«Начну с того, что к спецслужбам или к силовым структурам, как их называют, отношение в обществе напоминает качание маятника: от любви до ненависти всего один шаг. И такая ненависть вспыхнула по вполне понятным причинам после путча 1991го года. И особенно после развала СССР, что привело к кардинальному изменению системы правоохранительных и силовых органов.
Вы помните, что КГБ был расформирован, многие его управления были переоформлены в самостоятельные службы, самостоятельные ведомства, некоторые из них – с прямым подчинением президенту. Такая же участь постигла Службу Внешней Разведки, которая еще при СССР называлась Центральной Службой Разведки, а когда СССР распался – уже Службой Внешней Разведки России. Я всегда был и остаюсь убежденным сторонником такого разделения. Чем больше самостоятельных спецслужб, чем больше тех ведомств, которые напрямую докладывают Президенту и Правительству свою информацию, тем больше возможностей эту информацию сравнивать и принимать взвешенные и точные решения.
Одним из важнейших событий, которое произошло сразу после выделения СВР в самостоятельную структуру, была «департизация» ведомства, т.е. в рамках организации было запрещено существование любых партий, партийных ячеек. Прежде всего, это касалось, конечно, компартии СССР, которая во многом контролировала деятельность разведки, что тоже нелогично и недопустимо, поскольку это не та структура, которая обеспечивает партийные интересы, она служит интересам государства и общества.
Второй чрезвычайно важный момент – что в 1995 году был принят Закон о Внешней Разведке России, который регламентирует само существование разведки. Кстати, это очень хороший закон, и он доказал свою жизненную силу – тогда, действительно, сотрудники разведки вместе с парламентариями изучали законодательства в т.ч. и западных стран по этому вопросу, и оказалось, что у нас такой достаточно продвинутый, современный закон. Вы знаете, что в некоторых странах, например, в Англии, в тот период вообще отрицалось существование английской разведки? Все понимали, что она есть, но формально на бумагах ее не было. Мы в некоторой степени были пионерами, и особенно изучали законодательство тех стран, где оно существовало, например, США, ФРГ, и вот был создан такой закон. Призываю вас посмотреть, он на сайте висит.
Не могу не сказать, поскольку мне выпала честь возглавлять тогда пресс-бюро разведки или бюро по связям с общественностью, оно было впервые создано, многие тогда поднимали брови: «Как это в разведке есть служба, отдел которой занимается внешними связями?» Но вот он тоже доказал свою жизненность, поскольку в тот период только ленивый не ругал спецслужбы и в т.ч. разведку. Мы подверглись такой массированной атаке со стороны общественности и СМИ, мы во многом способствовали налаживанию диалога и контактов, мы много делали для Российской и зарубежной прессы, снимали фильмы – помогали журналистам снимать эти фильмы, и у нас был – теперь можно сказать – очень успешный проект по написанию книг об узловых проблемах холодной войны в Карибском кризисе, о противостоянии ЦРУ и КГБ в Германии, об операциях в Англии, в Германии – т.е., была такая серия книг, и кульминацией стала «История службы Внешней Разведки». Тогда начался этот проект и продолжался почти 10 лет, этот шеститомник стал, я думаю, уже библиографической редкостью. В букинистическом магазине, я думаю, достанете.
Тоже важно сказать, что в тот период директором Службы Внешней Разведки был назначен Примаков. До сих пор ходят разговоры о том – что правильно: назначать на этот пост человека-профессионала, выходца из этой разведки, или человека, имеющего государственно-политический опыт? Я думаю, что на том этапе ответ однозначный: Примаков удивительно совпал по времени, по ощущениям, по поддержке с теми требованиями, которые предъявлялись к разведке, и во многом спас ее от попыток разгрома. Там очень много называлось кандидатов на этот пост, но Примаков провел разведку через этот сложный период в истории нашего государства и, уходя из разведки на пост министра иностранных дел, он настоял и убедил Ельцина назначить на пост директора своего заместителя – Вячеслава Ивановича Трубникова, который являлся профессионалом высокого класса и уже в тот период соответствовал тем современным требованиям».