Преображенский суд Москвы удовлетоврил ходатайство адвокатов бывшего юриста ЮКОСа Светланы Бахминой об условно-досрочном освобождении (УДО). Ранее суд в Мордовии два раза отказывал Бахминой в УДО. На этот раз суд принял во внимание то, что Бахмина раскаялась, признала свою вину, а также имеет несовершеннолетних детей. Еще одним аргументов в пользу условно-досрочного освобождения стало то, что Бахмина «утратила общественную опасность».
Один из адвокатов подарил судье фотографию детей Бахминой.
Об освобождении Бахминой тут же высказался министр юстиции Владимир Коновалов, который в этот же день давал в Москве пресс-конференцию. Он сказал, что Светлана Бахмина вполне могла быть помилована, и пообещал разобраться, есть ли вина администрации колонии в том, что процесс условно-досрочного освобождения Светланы Бахминой затянулся почти на год. При этом Коновалов посетовал, что помилование применяется «в крайне ограниченном варианте и не всегда в отношении тех, кто того заслуживает».
Напомним, что очередным фигурантом «дела ЮКОСа» Светлана Бахмина стала в декабре 2004 года. Она была осуждена на 7 лет по обвинению в хищении акций «Томскнефти» и уклонении от уплаты налогов. Несмотря на то, что она уже отбыла в мордовской колонии более половины срока, была беременна, имеет положительную характеристику, в которой говорилось о нецелесообразности дальнейшего заключения, суд дважды отказывал ей в УДО – летом и осенью прошлого года. Суд не учел даже ее раскаяние, сославшись на то, что у Бахминой есть дисциплинарные взыскания, хотя те уже были сняты.
Бахмина осенью прошлого года подала прошение о помиловании президенту Дмитрию Медведеву. Но через несколько дней она отозвала прошение при неясных обстоятельствах. Бывшие коллеги Бахминой высказывали мнение, что между ней и руководством ФСИН могла быть достигнута договоренность о том, что она отказывается от попыток получить помилование, а ей взамен обеспечивают хорошее медобслуживание при родах. В ноябре 2008 года Бахмина родила дочь (уже третий ребенок), находясь в заключении – но не в мордовской колонии, а в подмосковной клинике.
Дело Бахминой имело большой общественный резонанс. В Москве проводились акции с требованием освободить женщину-мать, а в Интернете был организован сбор подписей под обращением к Дмитрию Медведеву о помиловании Бахминой. Одновременно в СМИ появлялись слухи о том, что в Кремле принято принципиальное решение об освобождении Бахминой.
На прошлой неделе прошла встреча президента Медведева с правозащитниками, на которой Светлана Сорокина и Ирина Ясина подняли вопрос об освобождении Бахминой. Правозащитники указывали на то, что даже если президент не может повлиять на решение суда, но может воспользоваться своим конституционным правом на помилование.
В конце прошлого года российское правосудие проявило снисхождение (правда, довольно относительно) к другому фигуранту «дела ЮКОСа» – бывшему вице-президенту компании Василию Алексаняну. В связи с тяжелым заболеванием он был освобожден из-под стражи под очень крупный залог – 50 млн рублей.