будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЕГЭ Минпросвещения образование компьютерные технологии
Май 18, 2025
Страна
Клячко Татьяна

Баллы ЕГЭ и алгоритмы решений

Баллы ЕГЭ и алгоритмы решений
800-600_OqzrQvK
Международная выставка робототехники. Источник: / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

Сделать проверку работ Единого государственного экзамена (ЕГЭ) полностью компьютеризированной рассчитывают разработчики экзаменационных материалов. По их мнению, это может стать реальностью уже к 2030 году.

В Рособрнадзоре журналистам газеты «Известия» подтвердили, что Федеральный институт педагогических измерений уже ведет работу в этом направлении. Ожидается, что к 2030 году развитие искусственного интеллекта достигнет того уровня, который позволит оценить развернутый ответ на вопросы ЕГЭ.

«Современный контекст открывает новые возможности, формирует новые вызовы, на которые будет откликаться и система государственной итоговой аттестации. Возможная замена экспертов, проверяющих развернутые ответы, искусственным интеллектом — не цель, а естественная и постепенная технологизация всех процессов экзамена. До введения в штатный режим любые изменения будут проходить широкое общественно-профессиональное обсуждение и многоразовые апробации», – пояснили в Рособрнадзоре.

 
Единый бланк ЕГЭ / АГН "Москва" / фото: Ведяшкин Сергей

Между тем в настоящее время оценки, которые выставляют по итогам ЕГЭ преподаватели, не всегда воспринимаются самими выпускниками как обоснованные и верные, причем попытки разобраться в ситуации не всегда ограничиваются подачей апелляции. Так, газета «Коммерсантъ» написала о случае обращения выпускника, несогласного с оценкой, полученной за ЕГЭ по обществознанию, в суд.

По словам опрошенных газетой экспертов, процесс является беспрецедентным, так как ранее суды рассматривали только дела о нарушении регламента проведения экзамена. В данном же случае опротестовать пытаются саму оценку, так как выпускник не согласен с решением экспертов, признавших его ответ неверным из-за того, что он сослался на учебник Высшей школы экономики, которого нет в перечне официально рекомендованных для изучения в школе.

Сам выпускник (несмотря на результаты ЕГЭ, поступивший в ту же Высшую школу экономики) прокомментировал случившееся так: «Надеюсь, они будут или составлять вопросы, которые предполагают однозначный ответ, не являются дискуссионными, или будут допускать большую свободу в оценивании ответов выпускников».

 
Робот-гид в музее / АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

О том, какие подводные камни могут встречаться в случае перехода на обработку результатов ЕГЭ компьютерами, с «Полит.ру» поговорила Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС. По ее оценке, главной проблемой может стать та, что выпускник может решить задание способом, не предусмотренным в программе компьютера, и тогда его решение может быть признано ошибочным, даже если это не соответствует реальности. 

 
Татьяна Клячко

«Когда вы проверяете результаты экзамена на компьютере, то в компьютер закладывается алгоритм проверки. И если вы при решении заданий пользовались каким-то иным алгоритмом, не тем, что заложен в компьютер, то он может ваше решение рассматривать как неверное, потому что совпадение ответов еще не означает, что ход решения был правильным.

Такая опасность существует при использовании любого технического средства для проверки результатов сдачи ЕГЭ. Человек же может понять, правильно ли решение, пусть даже использован нестандартный способ.

Могу вспомнить собственный опыт: когда я поступала в Московский университет, на экзамене нам дали задачу по геометрии, и оказалось, что к ней можно было сделать два чертежа. Я подозвала экзаменатора и показала, что можно сделать два разных чертежа, удовлетворяющих условию задачи. Тут случилась небольшая заминка, экзаменаторы попытались быстро разобраться в ситуации и поняли, что есть еще вариант, который изначально не рассматривался. Мне же сказали, что раз я это нашла, сделать оба варианта. Я написала оба варианта, получила не просто отлично с плюсом, но еще и с восклицательным знаком и, благодаря этому, поскольку имела золотую медаль, поступила в МГУ без сдачи остальных экзаменов.

Так что бывают такие непредусмотренные решения, и даже люди не всегда учитывают, что возможен какой-то еще вариант. А компьютер будет действовать ровно по заданному алгоритму. И дальше, конечно, можно подавать на апелляцию, доказывать, что есть какое-то иное решение, иной путь. Но все это достаточно нервно.

 
Робот-консультант / mskagency.ru

Можно обращаться и в суд, такое тоже бывает. Но в описанном в «Коммерсанте» случае странно, что апелляционная комиссия не приняла апелляцию, если решение было верным, из-за того, что ссылка была на учебник, которого нет в утвержденном списке (тем более что потом этот учебник в нем все же нашли). Это какая-то феноменальная история: все-таки когда апелляцию смотрит преподаватель, он должен понимать, верно решение или нет, а ссылка на учебник тут уже особой роли не играет.

Ну, а что касается применения компьютера для проверки правильности решений ЕГЭ, то я не могу точно оценить, насколько в таком случае может возрасти риск признания правильного решения неправильным, поскольку не знаю, сколько вариантов решения в компьютер будет заложено. Думаю, что вероятность таких ошибок не сильно возрастает, зато снимает проблему ссылок на ненадлежащее пособие.

Полагаю, что в случае, о котором шла речь в газете, школьник сослался на учебник, в котором нечто было изложено по-другому, и потому ответ не сошелся с ожидаемым. Поэтому его решение и было признано неправильным, а преподаватель, полагая, что учебника нет в федеральном списке (а он там на самом деле был), посчитал, что учащийся дал неверный ответ. Школьник все же поступил туда, куда хотел – в НИУ ВШЭ, поскольку он, тем не менее, набрал 88 баллов (это очень хороший результат, да и учебник, на который он сослался, как оказалось, был вышкинский)», – сказала Татьяна Клячко.

Клячко Татьяна
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).