"Из Кремля бумага пришла? Кремль большой, ты скажи из какой она башни - из Спасской, из Беклемишевской, или из Константино-Еленинской (с пыточного подвала).
Госдумовская шутка
Возвращаться к вопросу об авторстве письма антисемитов почти через полгода после информационного повода – не слишком благодарное дело. Но во-первых, процесс идет, и постоянно всплывают какие-то новые обстоятельства – то намерение прокуратуры возбудить дело и расследовать что там написано в “Кицур Шулхан Арухе” (вспоминается дореволюционный том каббалистической книги “Зогар” с отметкой царской цензуры о том, что “противуправительственных высказываний не обнаружено”), то Федерация еврейских общин России обращается в Социнтерн с просьбой повнимательнее отнестись ко вступлению в эту организацию партии “Родина”.
Поскольку прокуратура явно намерена от расследования причин появления письма устраниться, попробуем это сделать мы.
Итак, основные версии таковы:
Версия СМИ. Суки все
“…После Рождественских праздников, когда в стране возникла “революционная ситуация” на почве монетизации льгот, инициативная группа во главе с 19 депутатами (в основном членами фракции “Родина”) направила письмо в Генпрокуратуру с жалобами на “Шулхан Арух” и с далеко идущими выводами из этой книжки. Письмо, позже отозванное авторами, было опубликовано с комментариями питерской “Русью православной”, - пишет в “Московских новостях” Александр Солдатов. -...Размах народных выступлений против монетизации, да еще и на фоне свежевыжатой “оранжевой революции” на Украине, … был столь велик, что власть поспешила нажать на все педали, чтобы затормозить революционный процесс. Антисемитская педаль в России еще никогда не подводила власть. А когда стихия народного гнева пошла на убыль, неприличный инструмент ее подавления власть отбросила, поставив преданных ей депутатов-государственников в дурацкое положение. Но загадочную птичку “Шулхан Арух” в голубое русское небо … выпустил Кремль.”.
Возражения
До сих пор для Кремля и его PR- проектов было нехарактерно заигрывание с экстремистами. Именно по причине нежелания связываться с уличными политтехнологами, не состоялось финансирование лимоновцев. Использовать в качестве жупела потенциальную антисемитскую угрозу достаточно опасно, можно раскачать ситуацию до полной потери управляемости. Кремль панически боится (особенно после Украины) неконтролируемого движения народных масс. Более того, антисемитизм до сих пор был нехарактерен для членов путинской администрации, за исключением двух фигур, о которых мы поговорим позже.
Версия Кремля. Олигарх балует
Появление письма спровоцировал один из двух олигархов – либо Невзлин, либо Березовский. Березовский известен своими связями с фракцией КПРФ, в том числе и в последнее время, его планы на вмешательство во внутрироссийские дела сложны и грандиозны, недаром в московской тусовке ходят слухи, о том, что БАБ прочно подсел на героин – во всяком случае, именно в состоянии героинового “кайфа” их лучше всего генерировать.
Мотивы Леонида Невзлина более приземлены. Его главная задача – не допустить своей выдачи из Израиля в Россию. Для того, чтобы это сделать – лучше всего создать образ страны, из которой придет запрос, как страны антисемитской.
Организовать пользуясь своими связями в Госдуме письмо и последующую компанию в СМИ для опальных олигархов технически несложно. Тем более, что инициатором воззвания выступил Михаил Назаров, связанный с журналом “Посев”, а это сами знаете что такое.
Возражения
Не собираюсь распутывать планы БАБа – это дело хорошего аналитического отдела спецслужбы, возможно, покушение на слабое звено партии стабильности (а ортодоксальные евреи относятся именно к этой партии) и входило в его задачу – странновато, конечно, но вполне возможно.
Что касается Невзлина, то, похоже, все-таки ему напрасно шьют “дело об антисемитизме”. Конечно, подконтрольные ему СМИ приняли активное участие в развертывании компании раскрутки письма, тем не менее, сама идея слишком сложна для человека, ведущего очень дорогую и очень неэффективную PR-компанию. На мой взгляд, проще договариваться, с конкретными людьми – в прокуратуре, МИДе, чтобы запрос на выдачу гражданина Невзлина в РФ был составлен в максимально непроходимой для израильской юстиции форме. Тем более, от российских чиновников это не потребует сверхусилий.
Версия Пурима.
В нынешнем укладе общественной жизни очень мало идеалистов, поэтому готов допустить, что за подписи депутатов платили. Не преувеличиваю искренность подписантов, хотя среди них, кажется, есть люди готовые честно и последовательно довести дело до газовых камер, так что готов допустить даже, что за подписи платили всем. Однако письмо в первой версии подписало 19 депутатов Госдумы (членов КПРФ и “Родины”), а это значит, что подписантам было указано на какую-то фигуру в Кремле: “Давайте, мужики, самое время – наша берет. САМ, конечно, ничего не будет делать, но тому, другому, ваша помощь ох как нужна, он продавит в Кремле ваши, здоровые и нужные идеи”. Когда даже крыса в думской столовой не пищит без санкции из Кремля, такая информация, или полунамек обязательно должен был быть дан подписантам.
Кто этот человек, совершенно не важно. Одни источники указывают на замглавы администрации Игоря Сечина, другие на фигуру министра обороны Сергея Иванова. Возможно, это не тот и не другой, а кто-то на периферии, находящийся на низком старте на пути в федеральные органы власти. Так это или не так, покажет время. Важно другое - сила, отождествляемая с антисемитизмом, поднялась и посмотрелась в лицо Власти (хотя бы во время гипотетического окрика на подписантов – “Вы что там совсем ох…ели”).
В процессе PR-компании вокруг письма, неважно кем и для чего организованной, идея выявила своих сторонников, налилась кровью и жизненной силой. Власти была показана некая альтернатива существующему способу управления страной, был показан способ быстро и эффективно мобилизовать энергичных молодых сторонников, была предложена альтернатива неумелой и безвольной бюрократии.
И здесь для лучшего понимания, к чему это может привести, обращаюсь к версии знаменитого “Свитка Эстер” (книги “Эсфирь” в русской традиции).
Почти все книги еврейского Танаха - Пятикнижия, Пророков и Писаний сопровождены переводом на арамейский язык (“таргумом” по арамейски). Свиток Эстер снабжен двумя. Первая версия широко известна и используется в самодеятельных спектаклях в праздник Пурим, очень огрублено это - история безвольного царя, этакого Федора Иоанновича, с восточным колоритом и отчетливыми признаками алкоголизма.
А вот второй вариант “Свитка Эстер” - “Таргум шени”(по арамейски) - может быть прочитан как хороший политический детектив.
Содержание его вкратце таково: царь Ахашверош (в русской традиции Артаксеркс), слабая, не слишком авторитетная фигура, пришел к власти как ставленник дворцовой аристократии, “Семьи”, распадающейся империи, но родом был из периферийной военной аристократии, сегодня мы бы назвали этот слой людей силовиками.
Проблема заключалась в том, что Персидская империя за краткий период безвластия в многоплеменном государстве Кира начала загнивать – власть расползалась из федерального центра на периферию – в руки наместников. Центр управлял не приказами, а разводками противоборствующих группировок.
Влачить жалкое подчиненное положение, быть обязанным жене (родом как раз из “Семьи”) для нового царя оказалось неприемлемым. Поэтому руками силовиков, опираясь на мнение народных масс власть “Семьи” была подорвана, а впоследствии уничтожена.
Цель любой власти заключается в создании противовеса любой силе, угрожающей монополизировать доступ к этой власти. Цель власти в федеральном государстве – охрана вертикали от попыток ее монополизации любой силой, кроме силы того, кто наверху. Между тем, набиравшие вес силовики совершенно не собирались останавливаться на достигнутом, активно вмешиваясь в перераспределение власти. Для того, чтобы поставить их под контроль нужна была либо идея, способная отвлечь их от претензий на царский трон, либо противовес, либо и то, и другое.
Носителем такой идеи и оказался министр Аман, внезапно возвысившийся уже после завершения борьбы против “Семьи”. Он предложил в рамках обретения общенациональной идеи план уничтожения евреев, каковой и был принят царем – на время. До тех пор пока Ахашверош не осознал, что автор замечательного национального проекта в случае его реализации получит власть сопоставимую с ним.
С дальнейшим ходом событий, совершенно фантастическим, не имеющим подтверждения в исторических источниках, но, тем не менее, ежегодно, на протяжении 2400 лет, отмечаемым евреями в праздник Пурим, все желающие могут ознакомиться в оригинале книги.