Глава Следственного комитета при Генпрокуратуре Александр Бастрыкин не желает реорганизации правоохранительных органов. На пресс-конференции в Москве он высказался против создания российского аналога ФБР – Федеральной службы расследований (ФСР), которая должна поглотить два Следственных комитета (при Генпрокуратуре и МВД) и ФСКН.
Бастрыкин явно не хочет, чтобы его ведомство было подмято более крупной структурой: «Данная идея мне не представляется как конструктивная. Больше – это не всегда есть эффективно и лучше», – сказал он журналистам. По мнению главы СКП, новое ведомство получится слишком громоздким, дорогостоящим и, следовательно, трудноуправляемым. «Одно дело руководить ведомством, в котором 16,5 тысяч следователей, а другое дело – 120 тысяч человек», – сказал он.
Что касается финансовой стороны вопроса, то Бастрыкин напомнил, что следователи прокуратуры получают сейчас в два раза больше следователей МВД и Наркоконтроля. «В случае создания единого ведомства нужны будут дополнительные средства для того, чтобы уравнять их в зарплате», – отметил он.
«Создание такого отдельного органа, оторванного от оперативных служб МВД, ФСКН, ФСБ – это тоже нехорошо. У нас уже был такой опыт, когда в конце 50-х годов вся подследственность была передана прокуратуре, и уже через 2,5 года прокуратура перестала справляться с таким валом уголовных дел. Мне представляется оптимальной нынешняя структура – она функционирует уже 60 лет и функционирует очень неплохо», – передают агентства слова Бастрыкина.
Следственный комитет при Генпрокуратуре РФ был создан менее года назад. Созданием СК был крайне недоволен генпрокурор Юрий Чайка: с созданием нового органа прокуратура лишалась своего главного права – самостоятельно вести уголовные расследования. С тех пор отношения СК и Генпрокуратуры крайне напряженные: ведомства расходятся во взглядах на полномочия, контроль над следствием и на ряд громких уголовных дел. Также СМИ писали о противоречиях по поводу дележа имущества и средств, выделенных на содержание органов прокуратуры.
Напомним, на днях появилась информация, что создание нового ведомства одобрено на самом высоком уровне. Следственные органы всех силовых ведомств будут объединены в одну структуру, которая получит название Федеральная служба расследований – по сути, отечественный аналог американской ФБР. Претендентами на должность главы нового ведомства СМИ называли двух сокурсников Владимира Путина – это Александр Бастрыкин и руководитель Следственного комитета при МВД Алексей Аничин. Бастрыкин, судя по всему, совсем не уверен, что высокий пост удастся занять именно ему.
Не может его устраивать и то обстоятельство, что основой новой структуры предполагается сделать Следственный комитет при МВД. Два его управления – по расследованию организованной преступной деятельности против экономической безопасности и по расследованию организованной преступной деятельности против общественной безопасности – будут объединены в Главное следственное управление (ГСУ), которое вольется в ФСР наряду со Следственным комитетом при прокуратуре. Именно ГСУ, а не СК при прокуратуре должно будет стать ядром ФСР.
Отметим, что идея создания ФСР не одобряют и в Госнаркоконтроле (ФСКН). «Это было бы контрпродуктивно», – сказал во вторник руководитель департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН генерал-лейтенант Александр Михайлов. По его словам, в лишении силовых структур следственных органов нет необходимости.
Идея создания «российского ФБР» витает в воздухе давно. В начале 90-х ее пытался реализовать бывший тогда руководителем Государственно-правового управления президента РФ Сергей Шахрай. Не вышло, поскольку правоохранительные органы традиционно сопротивлялись попыткам реформировать себя. В 2001 году с идеей создания ФСР выступил работавший тогда заместителем главы администрации президента Дмитрий Козак, но все опять сорвалось, так как категорически против выступил тогдашний генпрокурор Владимир Устинов.
В ходе пресс-конференции Александр Бастрыкин затронул и ряд других тем. В частности, он рассказал, что в СКП будет создано спецподразделение, которое будет расследовать преступления, совершенные на почве национальной или расовой ненависти. По его словам, особое внимание стоит обратить на преступность среди выходцев с Кавказа, которые, например, проходят по делам о подрыве «Невского экспресса» и об убийстве прокурора Саратовской области.
Подрыв «Невского экспресса», сказал Бастрыкин, удалось раскрыть с помощью специалистов-гипнотизеров. «С помощью гипноза нам удалось усилить память некоторых свидетелей, которые вспомнили ряд важных обстоятельств, в том числе и лица подозреваемых», – рассказал он журналистам. Таким же способом СКП собирается расследовать и убийство главы ГТРК «Дагестан» Гаджи Абашилова.
Также Бастрыкин сделал еще одно важное заявление: он отменил недавнее решение следственных органов, которые в третий раз отказались заводить уголовное дело по факту смерти обозревателя «Новой газеты», депутата Госдумы Юрия Щекочихина. Дело отправлено на новую, уже четвертую, проверку.