будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 15, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Бег на промышленном месте

Бег на промышленном месте
98_04

Анализируя помесячную динамику производства промышленной продукции, ищешь, естественно, те товары, увеличение выпуска которых было максимальным и которые, таким образом, могли бы выступить в роли «лидеров роста» всей экономики. Однако данные, приводимые органами государственной статистики, к сожалению, не способны дать однозначный ответ на вопрос, кто же все-таки играет эту роль.

Например, по итогам прошедших восьми месяцев текущего года наибольший рост дали следующие товарные позиции. По продовольственной группе товаров: мясо – 112%, растительное масло – 129%. По предметам гардероба: плащи – 112%, костюмы – 112%, хромовые кожтовары – 134%, обувь – 111%. По упаковочным материалам и духовной пище: картон – 110%, журналы – 130%. По строительным и отделочным материалам: плитка керамическая облицовочная – 111%, древесностружечные плиты – 117%, цемент – 111%, линолеум – 143%. По инфраструктурному строительству и смежным с ним отраслям: стальные трубы – 118%, краны на автомобильном ходу – 114%. Сельскохозяйственное машиностроение дало выпуск тракторов на колесном ходу – 134%, а на гусеничном – 113%, прицепов и полуприцепов тракторных – 134%. Бытовые приборы в виде холодильников и морозильников, водосчетчики для холодной воды увеличились на 10%. В отрасли электротехнического машиностроения выпуск электродвигателей переменного тока увеличился на 25%, генераторов переменного тока – на 16%, а магистральных электровозов – сразу на 58%. Производство легковых автомобилей возросло на 9%.

Рост некоторых показателей, конечно, радует, однако если их сопоставить с производством близких по назначению товаров или учесть сезонный фактор, то общая радужная картина немного меркнет. Например, рост выпуска журналов на 30% свидетельствует, конечно, о росте интереса читающей публики к печатному слову, однако выпуск газет уменьшился на 6%, что слегка девальвирует ценность этого интереса.

Далее, рост выпуска строительных и отделочных материалов к концу лета не должен вызывать большого удивления, так как строительный сезон давно в разгаре. Но вот производства кирпича увеличилось меньше, чем на 1%. И как это прикажете понимать? Мы что, уже полностью перешли на монолитный бетон, а кирпич используется только для строительства загородных коттеджей?

Необходимость учета сезонного фактора возникает не только при оценке объема строительных работ. Россия – страна отчасти аграрная, поэтому положение дел в отраслях, обслуживающих сельское хозяйство, тоже является индикатором экономического развития. И в этих отраслях, на первый взгляд, все обстоит благополучно. Рост производства тракторов – а это основная энергетическая единица в сельском хозяйстве – растет просто бешеными темпами. Хотя и здесь надо сделать поправку на то, что база для отсчета производства этих машин очень низкая, поэтому любое колебание спроса дает эффект взрывного роста. Но поскольку сейчас уже сентябрь, да и октябрь не за горами, то потребность в этих энергетических единицах сильно снизится, а вслед за снижением потребности произойдет и снижение выпуска. Кроме того, реальная потребность аграрного производства в промышленных изделиях легко проверяется по данным о выпуске зерноуборочных комбайнов и минеральных удобрений. А вот их производство снизилось на 4%.

Если перейти к потребительскому сектору экономики, то и здесь имеет место та же неустойчивая ситуация. То, что производство холодильников выросло, – это отрадный факт, так как теперь будет в чем хранить дополнительно произведенное мясо. Однако есть и прискорбные факты – выпуск телевизоров сократился сразу на 25%, и поэтому очень трудно понять, что происходит: это реакция телезрителей на ту жвачку, которую предлагают телеканалы, простое насыщение рынка или сезонное колебание спроса, который осенью повернется на 180 градусов: продажи телевизоров возрастут, а холодильников, наоборот, снизятся?

Только сезонными колебаниями спроса можно объяснить и рост выпуска предметов гардероба в виде плащей и костюмов на 12%, «подкрепленный» снижением выпуска пальто на 15%. Действительно, носить пальто сейчас не по сезону, но через пару месяцев все поменяется, и эта продукция займет место, принадлежавшее плащам.

Таким образом, приведенные статистические данные свидетельствуют только о том, что российская экономика топчется на одном месте и что нет у нее никаких прорывов. Рост выпуска по одним товарным позициям перекрывается снижением по другим, и в результате мы имеем почти ноль. Хотя, конечно, на общем блеклом фоне выделяются производства, которые демонстрируют устойчивый, хотя и не очень высокий рост, – а именно, производство нефтепродуктов. Выпуск автомобильного бензина увеличился на 6,5%, дизельного топлива – на 7,6%. Правда, этот выпуск мог быть стимулирован как ростом внутреннего спроса вследствие расширения автомобильного парка, так и расширением экспорта нефтепродуктов, который сейчас вроде бы является более выгодным, чем экспорт сырой нефти (из-за разных ставок экспортных таможенных пошлин). Вероятно, имеет место и то, и другое, однако радоваться такому стечению обстоятельств рановато. К сожалению, мощности по переработке сырой нефти на российских НПЗ загружены под завязку, и добиться увеличения выпуска продукции на них очень трудно. Нужны инвестиции в расширение мощностей, а когда они будут реализованы, сказать трудно.

Нехватка мощностей является ограничителем роста не только в нефтепереработке, но и в автомобилестроении. Приведенные данные статотчетности о росте выпуска на 9% не должны вводить в заблуждение. В прошлом году выпуск отечественных автомобилей по ряду причин снизился, и теперь автопром просто наверстывает упущенное. После того как он это сделает, рост выпуска прекратится, так как мощности окажутся загруженными полностью. И увеличения выпуска автомобилей можно будет ждать только после ввода в действие новых производств Ford, Toyota, Renault, а это произойдет не раньше, чем через год.

Таким образом, нравится нам это или нет, российская промышленность обречена на то, чтобы топтаться на месте еще достаточно долго, и следующие сводки Федеральной статистической службы обязательно это покажут.

См. также:

  • Гриценко. Структурный дефицит
  • Ореховский. Эффект тромба в российской экономике
  • Гриценко. Статистические загадки российской экономики
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).