Глава правительства Дмитрий Медведев пообещал поднять пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов до конца недели, если не удастся договориться с представителями отрасли о стабилизации цен на бензин. Об этом он заявил на заседании кабинета министров.
Медведев рассказал, что в понедельник, 29 октября, он уже обсудил с коллегами цены на бензин и поручил в течение двух дней подготовить конкретные предложения, что делать дальше, для того чтобы ситуация на рынке стала контролируемой. «Два варианта. Вариант номер один — соглашение с нефтяными компаниями о том, как они будут работать, соблюдая правила игры, что называется, но и, соответственно, контролируя уровень цен. Второй вариант — введение так называемых заградительных пошлин», — отметил глава правительства.
Вице-премьер Дмитрий Козак, который курирует топливно-энергетический комплекс, рассказал, что правительство уже подготовило пакет документов для реализации обоих вариантов. «Сегодня есть рекомендации Федеральной антимонопольной службы, предлагается сделать это обязательной нормой по объемам поставок на внутренний рынок топлива и по ценовым параметрам, для того чтобы обеспечить необходимую минимальную маржинальность для независимых поставщиков нефтепродуктов», — отчитался Козак и выразил надежду, что на встрече, которая намочена на вечер среды, нефтяные компании смогут подписать соглашения.
Фактически у нефтяных компаний не было выбора — они обязались не поднимать цены на бензин. Уже после окончания окончания совещания по стабилизации ситуации на топливном рынке Дмитрий Козак подчеркнул, что соглашение по топливу, принятое участниками рынка с правительством, будет обязательным для всех. «У нас должно быть четкое и понятное обязательство, все должны понимать — будет солидарная ответственность: одна компания не выполняет условия соглашения — мы вынуждены применять те инструменты, которые есть в нашем распоряжении», — заявил вице-премьер.
Напомним, стоимость бензина резко выросла весной, буквально за несколько недель, с конца марта по начало июня, цены на бензин выросли более, чем на 10% — при том, что годовая инфляция к тому времени не превышала 4%. Тогда в ситуацию вмешалось правительство, были снижены акцизы на топливо, а также у кабмина появилась возможность вводить дополнительные экспортные пошлины до 90% на нефтепродукты.
Сильнее всего от всего этого страдают независимые АЗС, которые не входят в крупные сети — у них нет собственных производственных мощностей, бензин и дизельное топливо они покупают на рынке и заморозка цен может привести к дефициту топлива на них.
Источник, близкий к Минфину, сообщил РБК, что в ведомстве нет дискуссии об изменении акцизов, эта идея навязана нефтяниками. В Минфине считают, что оснований для роста цен на бензин быстрее инфляции в настоящий момент нет, добавил собеседник, близкий к ведомству.
Ранее директор налогового департамента Минфина Алексея Сазанов говорил, что кабмин ищет новые возможности для недопущения роста цен на бензин, так как очередная компенсация нефтяникам за внутренние поставки уже невозможна. По словам Сазанова, относительно способов воздействия на цены есть разные предложения, однако снижение акцизов на топливо в 2019 году в их числе не обсуждается.
Напомним, с 1 января 2019 года акциз должен вырасти с 8213 до 12314 рублей за тонну (каждая 1000 рублей акцизов — это около 75 копеек в конечной стоимости бензина). Но одновременно вводится демпфирующий, который ограничит колебания оптовых цен 10% от назначенной правительством базовой цены. Счетная палата, представляя заключение на проект федерального бюджета, указала, что такое увеличение акциза может привести к резкому росту цен на бензин.
Правительство, поднимая акцизы, исходит из того, что для нефтяных компаний важнее т. н. «экспортный netback»: то есть продажа топлива на внутреннем рынке должна быть выгоднее его экспорта. Так что тут роль играют курс доллара, стоимость нефти на мировых рынках, стоимость транспортировки и, только в последнюю очередь, налоговый режим. Фактически можно сказать, что рост цен на бензин на внутреннем рынке всегда объясняется внешней конъюнктурой, хотя в качестве повода может быть использован и рост акцизов. Так и сейчас: рубль за последние месяцы достаточно сильно упал, нефть дорожает (в рублях цена на нефть с начала года выросла почти на 40%), а значит цены на бензин в любом случае должны поползти вверх — если только не ввести их госрегулирование.
Проблема в том, что в долгосрочной перспективе единственная альтернатива баланса мировых и внутренних цен — дефицит топлива. Так что переговоры правительства и нефтяников, с этой точки зрения, не так важны.