Восемьдесят километров Южного берега Крыма — это территория высочайшей всемирной ценности и уникальности. В мире есть прекрасные берега, живописные горы, виллы, окруженные вековыми парками. Но в мире нет такого места, где соединены все эти три компонента. Представьте, что Итальянские Доломиты подходят почти вплотную к Лазурному берегу Франции — а на узкой, в 2-3 километра полосе между ними, расположена португальская Синтра с ее разнообразными дворцами и парками. Каждый метр этой территории насыщен семантически до предела, здесь невозможно чувствовать себя одиноко — на скамейке с видом на Ялту сидят герои Чехова и пушкинская строка «прощай, свободная стихия» вспоминаются всем, кто смотрит на это море.
Южный берег Крыма — это ботанический берег, рукотворный берег-парк, созданный за 200 лет после присоединения Крыма к России в 1783 году как беспрецедентный государственный проект России, начатый по велению Екатерины: «одним из главных предметов в Тавриде могли бы быть сады и особенно сады ботанические». В советское время проект был продолжен — в 1935 г. автор Плана соцреконструкции ЮБК М. Гинзбург писал: «Необходимо преследовать основную цель — сплошное озеленение всего ЮБК, соединяя между собой отдельные парки для создания мощных парковых массивов. Панорама ЮБК создана природой и творческими усилиями человеческой культуры».
Результат двухвекового созидания берега-парка грандиозен. Аналогов ему нет в мире.
Цезурой этому проекту стал распад СССР, когда парки и леса стали восприниматься как самые привлекательные для застройки и продажи земли. Ущерб, нанесенный ЮБК начиная с 1991 г., по многим параметрам более непоправим, чем жуткие раны Гражданской и Второй мировой войн. Ботанический берег становится Бетонным берегом, царством хищнической хаотичной коммерческой застройки.
Точка невозврата еще не пройдена — но уже близка. Сохранение и воссоздание парков ЮБК как основы уникальности этой территории должно стать государственной задачей после второго присоединения Крыма в 2014 году — как продолжение исторической миссии России на этой территории.
Одно из наиболее сохранных мест ЮБК — имение Меллас графа Льва Перовского, позднее принадлежавшее поэту А. К. Толстому. Природа создала идеальную раму — горы подходят к морю на полтора-два километра. Глядя на пылающую в лучах заката Меласскую горную стенку, вспоминаешь Розовый сад в Доломитовых Альпах. Лучшие люди Отечества закладывали здесь парк, создавали прекрасно вписанные в ландшафт постройки. Просторный живописный парк Меласский (12 га) является особо охраняемой природной территорией. Парк вместе с дворцом Перовского 1834 г, виллой последней дореволюционной владелицы имения Кузнецовой, фонтанами, беседками, скамьями, постройками имения — теплицами, конюшнями, домом управляющего — составляет чудом сохранившийся до нашего времени архитектурно-ландшафтный ансамбль, который нужно беречь как зеницу ока. Именно такие уголки ЮБК составляют его главное достояние и привлекают туристов.
Существует целый комплекс законов, обеспечивающих сохранность подобных территорий от застройки — Водный кодекс, 33 Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях, 73 Федеральный закон об объектах культурного наследия. Близость государственных дач предполагает режим особой охраны территории. В соответствии с Генпланом Ялты и Правилами землепользования и застройки эта территория покрывается зонами санаторно-курортной деятельности и городских лесов. Любая реконструкция Парка Меласский должна быть утверждена в Минприроды РФ. Ну а 20-метровая береговая зона (также как парк и объекты культурного наследия) являются общественным достоянием, доступ к ним должен быть обеспечен для всех граждан.
С 1920-х годов на этой территории располагался санаторий «Меллас» — это был особый мир со своими традициями, героями, воспоминаниями — люди приезжали сюда по 20-30 лет подряд. Рядом с санаторием расположен маленький поселок, где с 1960-х годов жили сотрудники санатория. И жители поселка, и «отдыхающие» воспринимают себя частью этого удивительного мира красоты и гармонии с мелодичным названием «Меллас». Но сейчас и над Мелласом нависла угроза хищнической застройки. На территории парка снесен небольшой элегантный корпус 1950-х годов и на его месте возводится здание, во много раз превосходящее его по размерам. Практически повсеместно в зоне городских лесов над основной территорией санатория и на территории парка планируется соорудить около тридцати 2-5-этажных зданий — «апартаментов». Фиговый листок «апартаментов» везде на ЮБК прикрывает незаконное строительство жилых домов.
Невозможно представить, что такая мощная реконструкция парка была официально утверждена в Минприроды РФ. Официальных документов об изменении регламента по парку Меласский нет. В соответствие с Планом землепользования и застройки, на этой территории расположены только зоны санаторно-курортной деятельности, городских лесов и особо охраняемых природных территорий. Улучшение санатория, появление здесь бассейна будет только приветствоваться всеми, кто любит Меллас и приезжает сюда. Но планы «реконструкции» выходят далеко за разрешенные законом периметры имеющихся фундаментов. Строительные работы начаты как минимум на трех площадках — о чем извещены и Минприроды, и Природоохранная прокуратура. Каждый день продолжения стройки означает нанесение непоправимого ущерба не только этой территории, но и репутации органов власти и правопорядка, допустивших «ковровую бомбардировку» одного из лучших и живописнейших уголков российского ЮБК. А у недоброжелателей России появляется еще один яркий факт того, что защита российского природного и культурного наследия приносится в жертву частным коммерческим интересам.