Следственный комитет заподозрил адвоката Мурада Мусаева в попытке подкупа двух свидетелей в деле об убийстве Юрия Буданова. Мусаев защищал в суде Юсупа Темерханова, которого подозревают в убийстве Буданова.
Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин также обвинил Мусаева в давлении на присяжных заседателей, которые участвовали в процессе.
В общей сложности за подкуп свидетелей и вмешательство в деятельность суда Мураду Мусаеву грозит до семи лет лишения свободы.
По информации Life News, давление на присяжных Мусаев оказывал при помощи бывшего члена коллегии Дианы Ломоносовой, которая взяла самоотвод, а после этого «продолжила плотную работу с присяжными», пытаясь заставить их вынести оправдательный приговор Юсупу Темерханову.
По информации Маркина, в январе 2013 года сразу два свидетеля обратились с заявлением о попытке подкупа стороной защиты. Руслан Фаталиев и Алесандр Евтухов утверждали, что получили по 100 тысяч рублей за дачу ложных показаний. Тогда, впрочем, дело было возбуждено не против Мусаева, а против сотрудницы его адвокатского бюро.
Комментируя предъявленные обвинения, Мусаев заявил, что и деньги двум свидетелям и правда были заплачены — но не такие большие и не с целью подкупа, а для покупки билетов в Москву. Адвокат уверен, что оба свидетеля оговорили его под давлением следственных органов, которые были недовольны их показаниями.
Мурад Мусаев — достаточно известный адвокат. Он представлял интересы обвиняемых в убийстве журналистки Анны Политковской, защищал в суде одного из фигурантов «Кущевского дела», а также добился снятия наиболее тяжких обвинений с обвиняемого в подготовке покушения на главу Чечни Рамзана Кадырова.
Мусаев уверен, что Следственный комитет решил «одним выстрелом убить трех зайцев»: во-первых, «сгустить тучи перед апелляцией по делу Темерханова, во-вторых, нейтрализовать его перед возобновлением суда над подозреваемыми в убийстве журналиста Анны Политковской, в-третьих, оказать давление на присяжных в деле Вячеслава Цеповяза, которые как раз в четверг, 7 ноября, должны удалиться в совещательную комнату для вынесения вердикта.
Убийство бывшего полковника российской армии Юрия Буданова произошло 10 июня 2011 года во дворе его дома близ станции столичного метрополитена «Фрунзенская». Убийца выстрелил в Буданова шесть раз, а затем скрылся на угнанном автомобиле, который был впоследствии найден сожженным в соседнем дворе. Именно автомобиль вывел следователей на Темерханова: они вышли на угонщиков и выяснили, кто у них приобрел авто. Защита, соответственно, считает аргументы следствия слишком расплывчатыми.
Темерханов являлся единственным обвиняемым в убийстве Буданова. Следствие посчитало, что он действовал в одиночку и хотел отомстить за смерть своего отца, который погиб во время войны в Чечне. Темерханов выбрал Буданова, по версии следствия, так как тот уже отбыл срок за убийство чеченки.
Дело об убийстве Буданова рассматривала коллегия присяжных при Московском городском суде. В мае 2013 года Темерханова признали виновным и проговорили к 15 годам заключения. Адвокат Темерханова, Мурад Мусаев во время процесса неоднократно обвинял следствие в давлении на свидетелей. Более того, в марте суд был вынужден распустить коллегию присяжных из-за того, что несколько человек взяли самоотвод, в результате не набиралось кворума в 12 присяжных.
В момент своего убийства Юрий Буданов уже два года находился на свободе и неоднократно обращался к силовикам с просьбой о защите. Дело Буданова — в чем-то знаковое как для российского правосудия, так и для отношения федерального центра с Чечней, а потому каждое его упоминания вызывает неприятные воспоминания.
В 1999 году Юрий Буданов, выходец с восточной Украины, был отправлен в Чечню вместе со своим бронетанковым полком. На рубеже 1999 и 2000 годов все сколько-нибудь боеспособные российские части участвовали сначала в защите Дагестана от вторжения боевиков Басаева и Хаттаба, а затем в операции на территории Чечни, которая с 1996 года de facto была независимым государством. 27 марта 2000 года Буданов был арестован за похищение и убийство местной жительницы Эльзы Кунгаевой. Впоследствии был разжалован из полковников в рядовые, а также лишен наград, в том числе ордена Мужества. Военный суд приговорил его к 10 годам строгого режима.
Согласно материалам дела, в ночь с 26 на 27 марта 2000 года в дом на окраине чеченского села Танги-Чу ворвались четверо бойцов из 160-го танкового полка, в том числе командир полка Юрий Буданов. В доме он с товарищами застал только младшее поколение семьи Кунгаевых, родители в это время ночевали в соседнем селе, за старшую осталась восемнадцатилетняя Эльза. Буданов приказал доставить Кунгаеву в венную часть, его подчиненные, выполняя приказ, завернули девушку в одеяло и отвезли ее в кабинет командира. Там он заперся с девушкой, а трое его подчиненных сторожили дверь. Через три часа Буданов передал им труп задушенной Кунгаевой и велел, не привлекая внимания, закопать тело. Впрочем, труп Эльзы Кунгаевой нашли односельчане, а Буданова в тот же день арестовали. Изначально Буданова обвиняли также в изнасиловании девушки — основанием для этого служила медико-криминалистической экспертиза, однако в приговор суда этот пункт так и не был включен.
Сам Буданов признался в убийстве Кунгаевой, однако утверждал, что она была снайпером и стреляла в его солдат. Любые обвинения в изнасиловании он яростно отвергал.
В 2004 году Буданов подал прошение о помиловании губернатору Ульяновской области Владимиру Шаманову, который был одним из командующих российскими войсками во второй чеченской войне. Губернатор ходатайство подписал, однако помилование натолкнулось на протесты некоторых политиков, правозащитников и журналистов. Президент Чечни Рамзан Кадыров заявил тогда, что если помилование Буданова произойдет, то он найдет «возможность воздать ему по заслугам».
В 2009 году, после освобождения Буданова, Кадыров заявил, что тот оскорбил чеченский народ. «Каждый мужчина, женщина и ребенок считает, что пока Буданов существует, позор не снят с нас», — заявил глава республики. Он также отметил, что на бывшем полковнике «десятки человеческих жизней».
Впрочем, у Буданова были и защитники — в день вынесения приговора суд осаждали казаки и члены Русского национального единства. А один из лидеров националистов Александр Белов (Поткин) вовсе предложил сделать полковника Буданова президентом Чечни.
Убийство Буданова сразу стало поводом для очередных подозрений в отношении Рамзана Кадырова. Однако следователи сначала уверяли, что у стрелявшего была славянская внешность, а затем, когда вышли на след Юсупа Темерханова, сделали вывод о том, что он был стрелком-одиночкой, не имевших соучастников ни в Чечне, ни где-либо еще. Суд с доводами следствия согласился — как теперь может оказаться, преодолев подкуп свидетелей и даже давление на присяжных.