Мы публикуем тезисы выступления Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Всемирном саммите религиозных лидеров. С идеей провести саммит в Москве выступил Межрелигиозный совет России. Ее поддержал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а также шейх Азербайджана Аллахшукюр Паша-заде, духовный лидер мусульман Кавказа. После этого идея была представлена мировой общественности. В саммите приняли участие более 150 лидеров крупнейших религиозных общин и их представителей из 49 стан мира. И это фактически первая встреча такого уровня. Митрополит Кирилл из самых ярких политических фигур Российской Православной Церкви, ответил не только на ряд интригующих вопросов о Всемирном саммите религиозных лидеров, но и выступил с рядом идеологических тезисов о преодолении векового трагического разделения русских западников и почвенников, либералов и патриотов. Специально для «Полит.ру» тезисы Митрополита Кирилла в цитатах и изложении записал ответственный редактор «Церковного вестника» Сергей Чапнин.
Во-первых, сегодня в мире нет площадки, на которой могут встречаться мировые религиозные лидеры. Однако очевидно, что такие встречи необходимы, чтобы пытаться совместно ответить на те вызовы, которые стоят не только перед верующими людьми, но и перед всей человеческой цивилизацией. «Речь не идет о богословских вопросах и о попытках объединить религии, - подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в дни саммита. - Мы провели не богословскую конференцию, а широкую дискуссию о проблемах, волнующих современного человека».
Во-вторых, сегодня не существует реального механизма диалога религиозных общин и власти. Да, все согласны с тем, что в глобальном масштабе роль религиозных факторов возрастает. Об этом особенно много говорят, когда происходят террористические акты, и террористы заявляют, что они вдохновляются религиозными идеями. Однако интерес, поднятый сообщениями в СМИ, быстро угасает, а серьезный диалог религиозных общин и власти никак не начнется. И в этой связи не случайно, что религиозный саммит проходит перед встречей «Большой восьмерки».
Какова повестка дня межрелигиозного диалога в мировом масштабе? В рамках этой дискуссии важную роль должно сыграть обсуждение места религии в жизни нашего общества, и прежде всего – место нравственных ценностей в религии и в жизни человека и всей современной цивилизации. Далее, если кратко, стоят проблемы образования, молодежи, экологии. Особое место занимает проблема ресурсов, но не столько их истощения, сколько значения этих ресурсов для человеческой цивилизации.
Как религиозные общины могут содействовать тому, чтобы остановилась волна терроризма? То один из наиболее актуальных и сложных вопросов. «Терроризм сегодня все чаще заявляет о том, что он является ответом на межцивилизационную несправедливость и выражением межцивилизационных напряженностей», - подчеркивает митрополит Кирилл.
Важной является тема о нераспространении оружия массового поражения, в том числе ядерного оружия, особенно в связи с недавними событиями вокруг Ирака. Важной представляется и тема человеческого здоровья, преодоления опасных инфекционных заболеваний.
И, наконец, важно оценить состояние межрелигиозных отношений в контексте глобализации. Пока никто не говорил на эти темы на уровне лидеров религиозных общин.
Участники саммита приняли послание, которое будет передано «Большой восьмерке». В нем сформирован корпус идей и предложений к «Большой восьмерке», которые ясно показывают, какой вклад могут внести религиозные лидеры в диалог между религией и властью, между религией и обществом. «Декларация ни в коем случае не носит политического характера, и намерений повлиять на «Большую восьмерку» нет, - заявил митрополит Кирилл журналистам. – «Большая восьмерка» занимается своими делами, но встреча «Большой восьмерки» представляет замечательную возможность передать этот документ мировым лидерам, каждый из которых, надеюсь, с ним ознакомится, поскольку под этим документом стоят подписи абсолютного большинства религиозных лидеров».
Кстати, послание саммита готовилось более месяца. В конце мая организаторы пригласили в Москву 46 экспертов и представителей глав религиозных общин. Они начали с чистого листа, без каких бы то ни было предварительных проектов. В результате первой дискуссии был сформирован корпус идей, на основе которых составлен первый проект документа. И он был принят «группой 46». Затем по электронной почте были получены отклики и комментарии глав религиозных общин. Эксперты включила полученные поправки в документ и вновь передали его участникам. В день открытия саммита экспертная группа подготовила финальный проект, который с некоторыми доработками был принять на саммите.
Известно, что не было послано приглашение Далай-Ламе, духовному лидеру буддистов. «У нас нет уверенности, что он получит разрешение на въезд в Российскую Федерацию, - так прокомментировал ситуацию митрополит Кирилл. - В данном случае речь идет о сложном комплексе отношений между Россией и Китаем, Китаем и Далай-Ламой. Мы желаем успеха переговорному процессу, который, надеюсь, будет развиваться. Мы не хотели бы, чтобы саммит помешал положительному развитию». Вместе с тем примечательно, что в Москву приехала представительная делегация из Китая: председатель Китайской исламской ассоциации ахун Чэнь Гуанюань и заместитель председателя Китайской католической патриотической ассоциации епископ города Куньмин Ма Инлинь, а также начальник Госуправления по делам религий при Госсовете КНР Е Сяовэнь. Кстати, после встречи Е Сяовэня с Патриархом Алексием было заявлено, что вопрос о восстановлении Успенского храма на территории посольства России в Пекине в настоящее время «успешно решается».
Участие в саммите Предстоятелей Православных Церквей было обусловлено особенностями церковного протокола. Как известно, Патриарх Московский и всея Руси занимает пятое место в диптихе (списке глав Церквей), но, поскольку он является принимающей стороной, он должен быть во главе православного представительства. Соответственно, в саммите приняли участие те главы Православных Церквей, которые по диптиху идут после Святейшего Патриарха Алексия. Другими словами, на саммит не были приглашены Патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а также те главы Церквей, кому более 90 лет. «Это наша внутренняя православная протокольная проблема», - отметил митрополит Кирилл.
Дальнейшее развитие на саммите получила тема прав, свобод и достоинства личности. «Человек — высшее творение Всевышнего. Поэтому права личности, их защита и соблюдение на национальном, региональном и международном уровне являются важной заботой для нас. Тем не менее наш опыт также показывает, что без морального стержня, без понимания наших обязанностей ни одна страна или общество не свободны от конфликта и упадка. Грех и порок разрушают и личность, и общество. Поэтому мы убеждены, что закон и общественный уклад должны в плодотворном согласии соединить приверженность правам и свободам с пониманием нравственных устоев, лежащих в основе человеческого общежития», - говорится в Послании саммита.
И это продолжение идей, высказанных на Всемирном русском народном соборе, и на православно-католической конференции «Дать Европе душу». Если говорить о России, то Церковь готова вступить в диалог с правозащитными организациями и шире – с представителями либеральной мысли для формирования концепции, которая бы никого не пугала, но была бы основой для общественной консолидации. «Очень важно в России, в конце концов, преодолеть 200-летнее разделение на западников и почвенников, патриотов и либералов, потому что именно это разделение легло в основу всех драматических конфликтов, всей той конфронтации политической борьбы, которая так дорого стоила России, - считает митрополит Кирилл. - Я глубоко убежден, что здравомыслящие люди с обеих сторон способны сегодня через открытый, доброжелательный, взаимоуважительный диалог выйти на идеи, которые будут важны не только для консолидации России, но в условиях глобализации могут быть очень важными для всего мира». От того, как цивилизационные модели, не теряя своей идентичности, могут взаимодействовать в условиях глобализации, зависит будущее человеческого рода. Митрополит Кирилл отметил, что после летних каникул следует ожидать новых инициатив со стороны Церкви.
«Церковь по своей природе не имеет права и не должна никого исключать. Для меня демократия это не то, что, может быть, демократия для многих политиков, - утверждает митрополит Кирилл. - Когда политиков спрашиваешь о демократии, они вам говорят о механизмах власти». Но механизмы осуществления представительства, сменяемости власти и т.д. могут быть разными. «Особенно странно, когда нам говорят, что техническая модель, принятая в какой-то стране или группе стран, имеет абсолютную ценность, она должна работать во всех других странах. Это неправильно. Работать должен принцип. А что является сущностью демократического принципа? Для меня демократия – это система гармонизации интересов. Вот когда общество является способным гармонизировать интересы людей, выстраивая технические средства для этой гармонизации, соответствующие культурным традициям, психологии, религиозным традициям, когда гармонизируются интересы, вот это и есть демократия», - считает митрополит Кирилл.
Однако при таком подходе нельзя обойти проблему нравственной ответственности, иначе фашистские партии и террористы также получат право голоса. «Если мы говорим, что невозможно координировать интересы между жизнью и смертью, невозможно координировать интересы между добром и злом, то общество должно выработать ясную систему ценностей, в первую очередь – нравственных ценностей, которая в свою очередь должна быть инкорпорирована законодательством и иметь абсолютную поддержку людей», - уверен митрополит Кирилл.
«Вы знаете, что меня очень беспокоило в попытках организовать религиозную реакцию на 11 сентября? Сразу после этой трагедии было несколько попыток собрать религиозных лидеров в Европе под эгидой ЕС и в других местах; принимались такие декларации, что – ребята, давайте жить дружно. Хороший призыв, но слишком общая фраза. Другая общая фраза: религия не мотивирует терроризм. Но она мотивирует! Люди, которые сели в «Боинги», религиозно мотивировали свои поступки. Как же можно сказать, что религия не мотивирует? Она мотивирует. Значит, мы слышим пустые фразы. Если мы обсуждаем эти темы только в контексте политкорректности, мы не достигаем цели», - считает митрополит Кирилл.
Единственной альтернативой является серьезный диалог традиционных религий с носителями либеральных ценностей, причем должен начаться диалог и внутри христианского сообщества. Здесь на первый план выступают отношения Православной и Католической Церквей с другими традиционными религиями. «Как мы должны жить в глобальном мире вместе, будучи такими непохожими и такими отличными друг от друга? Я не думаю, что саммит ответил на все эти вопросы, но саммит обозначил наиболее важные темы».
Успех саммита в том, что ему удалось дистанцироваться от всякой политической односторонности. «Этот саммит не направлен на поддержку каких-то отдельных стран, какого-то отдельного политического выбора, - убежден митрополит Кирилл. - Ради такой тактической цели не надо проводить мирового саммита. Он должен попытаться начать процесс формирования системы ценностей, которая будет существенной для глобализирующейся человеческой цивилизации. И в этом смысле нужен и диалог со светской властью».