будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минтранспорта Росавиация туризм гражданская авиация
Июль 5, 2025
Страна
Смирнов Олег

Без чартеров. Пассажиры и авиакомпании под ударом

Без чартеров. Пассажиры и авиакомпании под ударом
airport-731196_960_720
Пассажиры в аэропорту. Источник: Free-photos / pixabay.com

Чартерные перевозки, применяемые в России, могут стать регулярными. Соответствующее предложение было выдвинуто в рамках выработки системного решения проблемы срывов выполнения чартерных рейсов в высокий туристический сезон, пишет газета «Известия».

По данным ее источников, разработку мер по решению этой проблемы Минтранс России ведет совместно с Росавиацией и рядом общественных организаций. Также обсуждаются предложения по усилению контроля за формированием авиакомпаниями чартерных программ полетов и их выполнением и повышение эффективности санкций к авиакомпаниям-нарушителям. Предполагается, что новые меры вступят в силу в 2018 году.

Прокомментировать для «Полит.ру» выдвинутые инициативы согласился Олег Смирнов, член Общественного совета Росавиации, заслуженный пилот СССР. По его оценке, замена чартеров регулярными рейсами была бы серьезной ошибкой.

«Чартерные и регулярные рейсы – это виды авиаперевозок, принятые во всем мире. Инициаторы перевода чартерных рейсов в регулярные просто не понимают специфики мировой гражданской авиации, не понимают, почему родились чартерные перевозки и не стали регулярными, и считают, что перевод чартеров в регулярные рейсы пойдет на пользу выполнению полетов. Но это полный вздор.

Надо сказать, что к чартерным и регулярным перевозкам требования безопасности абсолютно одни и те же, никаких поблажек чартерам по безопасности полетов нет. Тут отличие в другом – в сугубо рыночной составляющей, соотношении цены с качеством. Так вот, качество у чартерных рейсов такое же, как у регулярных, но цена меньше.

 
Табло с информацией о вылетах в аэропорту 
Кирилл Зыков / АГН "Москва"

Почему? Потому что чартерные перевозки обычно строятся следующим образом: турфирма заключает с авиакомпанией договор на чартерные перевозки в определенные пункты. При этом в договоре сразу же бывает обозначено, какая часть доходов отдана авиакомпании, а все, что остается сверх того, идет турфирме. В результате авиакомпания уже не заботится о поиске пассажиров, что стоит очень больших денег и не всегда приводит к успеху. Этим занимается турфирма – она организует туры, которые состоят не только из авиаперевозок, но и из размещения в отелях, и так далее.

В итоге она предлагает туры, которые удешевляют авиаперевозку – потому что в чартерных рейсах, как правила, заняты полностью все кресла в самолете. Что весьма редко бывает на регулярных рейсах – на регулярных загрузка салона самолета на 70% считается отличной. Чартерные же рейсы заполняются на 90% с чем-то или почти на 100%, а это дает серьезные доходы. И как раз вот это сочетание цены меньшей, чем на регулярных рейсах, и качества полета по безопасности ровно такого же, как на регулярных, делает чартеры привлекательными. Именно это и привело весь мир к использованию такого инструмента, как чартерные перевозки.

 
Туристы перед посадкой на рейс
elBarto / pixabay.com

У нас в России он тоже прижился. Вспомните «Трансаэро»: чартерные перевозки по всему земному шару производили поначалу фурор среди пассажиров. Загрузку этих рейсов обеспечивали турфирмы, они платили «Трансаэро» хорошие деньги за эти перевозки. А у «Трансаэро» при этом абсолютно не болела голова из-за того, где брать пассажиров. То же самое можно наблюдать и сейчас: чартерные перевозки осуществляются с таким же успехом, особенно в известные курортные места. Турфирмы знают, куда нужны чартеры и где будет полная загрузка.

Поэтому чартерами надо пользоваться. Я понимаю обеспокоенность тех, кого тревожат задержки и срывы чартерных рейсов – об этом в последнее время много говорят. Но это совсем другой вопрос. Для его решения у нас существуют государственные регулирующие органы, Минтранс, который обязан этим заниматься, обязан регулировать воздушное сообщение так, чтобы задержек рейсов не было. А это значит – надо обеспечить необходимым количеством самолетов, чтобы компании обязательно имели резервный самолет на случай технической неисправности (такое требование уже есть, потому что техника, конечно, отказывала и всегда будет по каким-то причинам отказывать); нужна компенсация пассажирам всех неприятностей, которые возникают при задержках рейсов (а это и обеспечение местами в отелях, еда и питье для пассажиров и прочее). Вот за этим регулирующим органам надо следить.

Но это же надо работать, серьезно думать обо всем. А у нас в регулирующих органах работают и такие «эффективные менеджеры», которые нос от самолета не могут толком отличить, вообще не знают авиации. Вот они и предлагают такие «простые меры». Но простых мер в авиации не бывает. Не надо думать: «А давайте заменим чартерные перевозки регулярными, и все будет о’кей!». Ничего о’кей не будет, потому что регулярные рейсы будут иметь стоимость перевозки для туристов значительно более высокую, чем чартерные. А значит, пассажиров станет меньше – со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И еще одно обстоятельство: регулярные перевозки требуют особых отношений с аэропортами. Если даже на регулярном рейсе будет загрузка не 300 человек, а 120, а 180 мест останутся пустыми, самолет обязан будет лететь. А значит, по авиакомпании наносится колоссальный финансовый удар. Она таким образом быстро оказывается на грани краха.

Так что предложение превратить чартерные перевозки в регулярные – неумное, непрофессиональное, непросчитанное, непродуманное решение. Нам необходимо не это – необходимо наводить порядок в авиакомпаниях, которые выполняют чартерные полеты. Наводить его с помощью жесткого контроля за ними со стороны регулятора. Потому что когда российские туристы сидят в Турции или Египте без помощи, брошенные какой-либо нашей чартерной компанией, то тут уже должно вмешаться государство. Компания может оправдываться, но пассажиры-то все равно страдают от ее действий или бездействия. И государство должно решать, как вызволить туристов оттуда. Этот вопрос уже переходит из экономического в политический и в вопрос имиджа нашей страны как авиационной державы.

Так что я считаю, превращение чартерных перевозок в регулярные не принесет ничего, кроме отрицательных последствий для многих авиакомпаний. И сам принцип чартерных перевозок в мире широко используется, другие страны от них не отказываются, а, наоборот, развивают чартерные перевозки – вместе с развитием туризма в особенности. Ну, и не только для туризма они нужны: вот, например, в следующем году у нас будет большое событие – Чемпионат мира по футболу. Регулярными рейсами всех, кто захочет попасть туда, не увезешь. Поэтому в дополнение к регулярным перевозкам будут заказывать и чартерные – в тех же авиакомпаниях, которые выполняют регулярные. И я считаю, что так и надо делать – это взаимовыгодно и удобно.

 
Пассажиры в аэропорту
Сергей Ведяшкин / АГН "Москва"

Так что и регулярные, и чартерные полеты нужно продолжать развивать – но для этого надо принять те меры, о которых мы уже говорили. А белой вороной России в авиационном мире выглядеть ни к чему. Весь мир пользуется чартерами, а мы вдруг отказываемся от этого инструмента, у нас опять «особый путь»? Не нужно нам особого пути – авиация, как никакой иной вид транспорта, вмонтирована в международные правила и порядки. И авиация Россия летает по всему земному шару – ни железная дорога, ни автомобильный транспорт этого делать не могут. Поэтому она действует по международным правилам.

Россия входит в состав Международной организации гражданской авиации, где состоят 190 стран мира. В рамках этой организации чартерные перевозки поощряются соответствующими правилами, и выпадать из этого ряда правил абсолютно неуместно», – сказал Олег Смирнов.

Смирнов Олег
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).