В ночь с пятницу на субботу была запланирована коррекция орбиты Международной космической станции (МКС), специалисты подмосковного Центра управления полетами поставили цель — увеличить среднюю высоту орбиты полета МКС. Это стандартная коррекция, которую необходимо периодически проводить, чтобы не допустить того, что МКС окажется слишком низко над землей. К тому же, данная операция необходима для формирования подходящих условий для посадки экипажа МКС, назначенной на 11 июня, а также для запуска еще одного транспортного грузового корабля на МКС в июле.
Планировалось, что двигатели пристыкованного к МКС транспортного грузового корабля «Прогресс М-26М» запустятся в расчетное время и проработают 901 секунду, придав станции импульс в 1,64 м/с. Эта операция должна была изменить среднюю высоту орбиты полета станции, подняв ее на 2,8 километра, в результате бы высота орбиты достигла бы 401,8 километра.
Однако коррекция не состоялась: в расчетное время не произошел запуск двигателей «Прогресса», хотя соответствующая команда на включение была подана ЦУПом. «Наземными службами была выдана команда на проведение маневра, но по данным американской стороны, двигатели корабля "Прогресс" не включились»,— цитирует ТАСС неназванный источник, который позже сообщил, что коррекция орбиты не произошла из-за того, что система управления движением корабля «Прогресс» заблокировала включение его двигателей.
Как сообщает РИА Новости со ссылкой на неназванный источник в космической отрасли, в ночь с 17 на 18 мая запланирована еще одна попытка скорректировать орбиту МКС с помощью «Прогресса». Это должно произойти в 3:30 ночи по московскому времени.
Немного ранее 18 мая называли резервной датой, на которую может быть назначена повторная попытка включить двигатели «Прогресса» в том случае, если в процессе расшифровки телеметрии не будет выявлено серьезных проблем с системой управления и принятием команд. При этом источник ТАСС вскоре после несостоявшейся коррекции заявил, что баллистические условия не позволяют провести повторную коррекцию в ближайшие дни. При этом нынешняя высота, на которой находится станция по отношению к земле, не критична.
Вторую попытку коррекции высоты орбиты станции собираются провести в резервном режиме, то есть будут задействованы лишь четыре из восьми двигателей «Прогресса». Специалисты считают, что выявили причину неудачи первого запуска, однако продолжают работу: «В целом мы разобрались в причине, хотя и не до конца. Нам нужно еще немного времени. Пока не хотелось бы ее называть. У нас есть резервная возможность проведения маневра в ночь на 18 мая»,— приводит ТАСС слова руководителя полета российского сегмента МКС Владимира Соловьева.
16 мая произошла еще одна неудача российской космической отрасли: российская ракета-носитель «Протон-М» должна была доставить на орбиту мексиканский телекоммуникационный спутник MexSat-1, однако произошла очередная нештатная ситуация, которая не позволила этого сделать.
Как сообщает РИА Новости, в процессе вывода спутника на орбиту произошла авария в работе двигателя третьей ступени. По информации неназванного источника агентства, за минуту до отделения спутника прекратилась подача телеметрии с ракеты-носителя «Протон-М», интернет-трансляция была прервана. Запуск спутника MexSat-1 был совершен с космодрома Байконур, на орбиту его должна была доставить ракета-носитель «Протон-М». Первоначально эта операция была назначена на конец апреля, но затем была перенесена по инициативе компании Boeing, которая является производителем спутника.
Напомним также, что 28 апреля произошла авария на третьей ступени ракеты «Союз 2.1А», направленного на МКС в грузовиком «Прогресс М-27М», в результате транспортный корабль так и не был выведен на орбиту. Специальная комиссия не смогла выявить причины взрыва, из-за которого «Прогресс» оказался выше орбиты на 20 километров, а «Союз», наоборот, ниже нее на 10 километров. В итоге «Прогресс» не смог состыковаться со станцией и сгорел в плотных слоях атмосферы, а его обломки упали в океан. Так как «Прогресс» не доставил на станцию горючее, воздух, продовольствие и запчасти, которые были у него на борту, космонавтам была дана рекомендация экономить запасы кислорода и питания. Тем не менее их все равно должно хватить до того момента, когда на станцию прибудет следующий грузовой корабль.
Потеря грузового корабля «Прогресс М-27М» оценивается в пять миллиардов рублей, эта сумма учитывает стоимость задействованной ракеты-носителя «Союз» и самого «Прогресса». По информации lenta.ru, страховые компании «Согаз» и «Ингосстрах» на паритетной основе застраховали пуск и стыковку ракеты.
Ряд неудачных запусков космических ракет и кораблей спровоцировали дискуссии о состоянии и будущем отрасли. В целом, эксперты в основном критикуют то, что там сейчас происходит. Так, эксперт по космической политике Юрий Караш, рассказал bfm.ru, что неудачи российской космонавтики связаны с недостаточной квалификацией персонала, который проверяет качество сборки. «Видимо, речь идет о том, что недостаточно эффективные испытания систем проводят перед тем, как запустить ракету-носитель. Все это является следствием того, что, по большому, счету, не нужна космонавтика российскому государству. Поэтому и отношение такое к результатам работы в ней», — считает Караш.
Другой эксперт, научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев, рассказал, что сейчас происходит деградация технологии производства, причем это заметно не только в результатах последних неудачных полетов, но уже достаточно давно. «Это сигналы того, что нужно чуть ли не все останавливать и заниматься технологией. В любом случае, что-то в этом направлении сделать нужно, резко усилить все работы по совершенствованию технологического цикла, по его модернизации — у нас он устарел сильно, — чтобы летать дальше, примерно в этом направлении должно думать руководство отрасли», — считает Моисеев.