будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минвостокразвития Дальний Восток
Май 13, 2025
Страна

Без самолета не добраться и не разобраться

Без самолета не добраться и не разобраться
galushka-1

Новый глава министерства по делам Дальнего Востока уже развернул бурную деятельность на вверенном направлении. А именно: по информации «Известий», попросил у премьер-министра Дмитрия Медведева обеспечить его авиатранспортом и найти ему новый офис во Владивостоке. По данным издания, аппетиты главы Минвостокразвития не очень велики — ему нужен самолет и вертолет, а новый офис понадобился потому, что офис прежнего главы ведомства Виктора Ишаева в Хабаровске снят только до конца года.

Проблема в следующем: часть сотрудников министерства, как ожидается, переберется в Москву для оперативного решения управленческих вопросов с другими ведомствами, а часть останется на Дальнем Востоке для собственно решения управленческих задач по месту расположения объекта управления. Министру же придется регулярно мотаться между этими двумя пунктами назначения: у него в Москве, как минимум, заседание кабинета министров раз в неделю. То есть собственный борт ему и вправду будет удобнее.

 
Александр Галушка на Дальнем Востоке. Фото: minvostokrazvitia.ru

Вертолет же поможет ему более оперативно передвигаться уже в рамках региона ответственности — так что просьба тоже вполне разумная. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев вон пробки на вертолете облетает — говорят, тучу времени экономит, стоит это дешевле, чем на авто, и пробок дополнительно губернатор не создает. Наверно так, но раз летает — то точно ему удобно, и это в Подмосковье, а не на пространстве между Чукоткой, Южно-Сахалинском и Хабаровском.

Но вот в чем нюанс: собственного авиатранспорта у коллег Галушки по кабинету министров нет. Вернее, он есть только у силовых министров и главы МИДа. Остальные довольствуются рейсовыми самолетами. Или «ловят попутку»: во время визитов президента или премьера делегации летают правительственными самолетами, иногда чиновникам удается воспользоваться транспортом кого-то из дружественных бизнесменов. Но собственных госбортов у гражданских министров нет.

Это вовсе не значит, что министры испытывают какой-то особый дискомфорт от использования самолетов для простых смертных (они все-таки бизнес-классом по статусу летают), но неудобства от необходимости более четкого составления графика все же могут возникать. Особенно если мотаться на Дальний Восток и обратно регулярно.

Галушка в данном случае поступает абсолютно разумно — поставлены задачи, для их решения необходимо обеспечение неким минимумом инструментов, вот нужен ему свой борт. Может статься, и впрямь выделят. Главе МИДа был нужен борт — обеспечили же. Если и впрямь министерство по Дальнему Востоку для России так необходимо, то цена в самолет и офис — явно не самая большая цена.

Другое дело, что речь тут идет не только о том, положено ли чиновнику тратить госсредства, дабы добираться до неудобных точек государственным транспортом, транспортом очень недешевым. Тут скорее вопрос о самих принципах госуправления.

 
Александр Галушка на Дальнем Востоке. Фото: minvostokrazvitia.ru

Да, Дальний Восток не зря называется «дальним» - он и впрямь находится далеко. И поездки руководства страны «одним днем» куда-нибудь во Владивосток — то еще удовольствие. Страна огромна и управление дальними провинциями в режиме реального времени и впрямь не всегда возможно. В момент, когда столичный чиновник начинает свой рабочий день, его коллега во Владивостоке уже уходит с работы. А поскольку в регионах Трудовой кодекс стараются чтить примерно с той же силой, как Остап Бендер призывал чтить кодекс уголовный, то поймать нужных людей после завершения трудового дня иногда становится задачей не из легких. Не для министра, конечно, но для клерков на пару-тройку рангов пониже — уже точно, не говоря уже о рядовых сотрудниках. Это в Раннем Новом времени при тогдашних скоростях коммуникации и принятия решений можно было как-то управлять империями «где никогда не заходи солнце», а сегодня такое управление просто фактически невозможно.

Однако проблема географической и временной удаленности в российском варианте еще и дополняется практикой централизованного принятия очень широкого круга решений в центре. Это, в частности, и от особенностей бюджетного процесса зависит — центр забирает довольно большую долю доходов регионов и полномочий и сам, уже потом, распределяет средства и решает вопросы.

В этом плане само создание министерства по делам Дальнего Востока — ровно такое же решение в духе логики, скорее, унитарного государства или империи, но не федерации. Потому нужен министр в Москве, управляющий отдаленной территорией. Но из Москвы управлять регионом, что находится за полмира от столицы, все же непросто. Даже несмотря на наличие многочисленных средств современной коммуникации.

 
Александр Галушка на заседании министерства в Москве. Фото: minvostokrazvitia.ru

А если вспомнить, что ритуалы управления в России требуют для эффективной работы а) воли самого главного начальника и б) очного присутствия начальства для возможности «порешать вопросы», то понятно, что иначе управлять тем же Дальним Востоком, нежели по принципу «день там-день в Москве», в рамках практик управления в современной России в принципе невозможно. Вопросы часто решаются в неформальной обстановке. В обход правил, распоряжений и даже закона — при этом вовсе не значит, что присутствует злая воля на то бюрократа-коррупционера, просто иначе бывает решить вопрос невозможно, формальные то пути и схемы иногда просто не способны работать. Вот и приходится всему московскому начальству мотаться ежедневно по стране, латая бюджетные и управленческие дыры, и буквально чиня водопроводы, открывая заводы и крася заборы. Потому как иначе ничего может и не заработать в принципе.

В этом плане Александр Галушка абсолютно прав: самолет и вертолет (ну и новый офис) — это для него не роскошь и даже не средство передвижения. Это для него необходимые для непосредственной работы и для выполнения возложенных задач инструменты, как компьютер для бухгалтера или моющее средство для посудомойки. Так система устроена и так она работает. Вопрос, правда, в том, а правильно ли устроена система, где — огрубляя — вопрос о закупках туалетной бумаги для конторы в Магадане должны непременно решать в Москве и на уровне министра.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).