14 июня в Госдуме был принят в первом чтении законопроект, позволяющий «Газпрому» и «Транснефти» сформировать собственную ведомственную охрану (ВОХР). Законопроект был подготовлен правительством и внесен еще в марте. Цель закона – усилить охрану стратегических объектов, в частности – трубопроводов. «Вохровцы» получат право на установку пропускного режима на объектах, проверку документов граждан, досмотр граждан и транспортных средств, преследование и задержание нарушителей.
Мы попытались разобраться, чем ВОХР будет отличаться от обычных ЧОПов, и зачем она вообще нужна.
Лицензированные охранники ЧОПов имеют достаточные полномочия для предотвращения правонарушений на вверяемой им территории. Они регламентируются законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В рамках обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов они имеют право требовать предъявления документов, обеспечивающих право на вход, проводить осмотр транспортного средства и т.д. На личный досмотр вещей гражданина они права не имеют, зато могут провести его задержание до прибытия полиции. Причем при задержании в случае совершения правонарушения они в определенных обстоятельствах имеют право применять специальные средства и огнестрельное оружие. Под задержанием здесь имеется в виду не процессуальный акт, а просто ограничение свободы объекта до того, как его смогут забрать работники силовых структур.
К специальным средствам частной охраны относятся защитные шлемы, защитные жилеты, резиновые палки и наручники. Но просто так надевать на правонарушителя или предполагаемого правонарушителя наручники нельзя. Это возможно только в случае угрозы жизни или здоровью охранника или преступления против охраняемого имущества, если оказывается физическое сопротивление.
Огнестрельное же оружие можно использовать только в случае группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество, или если жизни охранника грозит непосредственная опасность. Обычная физическая сила тоже может применяться, но этим правом обладает любой гражданин, решивший предотвратить правонарушение или задержать преступника. Для этого можно посмотреть статьи 38 и 39 УК РФ. Согласно им не является преступлением причинение вреда преступнику с целью передачи его правоохранительным органам, если без этого нельзя было обойтись. Хотя понятно, что если повреждения слишком серьезны и не соответствуют «необходимости», то тут наступает уголовная ответственность для задержавшего.
По словам экс-депутата Госдумы Геннадия Гудкова, занимавшегося охранным бизнесом, основное отличие частного охранника от сотрудника правоохранительного органа – отсутствие процессуальных полномочий. То есть применять силу можно, а вот оформить все действия могут далеко не все.
В этом состоит и преимущество ведомственной охраны. Помимо административного ареста им разрешается личный досмотр, изъятие вещей и документов, связанных с преступлением, административное задержание, проверка удостоверений личности и т.д.
Могут ли частные лицензированные охранники обеспечить охрану таких предприятий как «Газпром» или «Транснефть»? Заместитель председателя комитета Госдумы, депутат фракции «Единая Россия» Павел Завальный считает, что нет. В пример он приводил различные хищения, происходящие на объектах топливно-энергетического комплекса. Депутат особо отмечал право ведомственной охраны на проверку документов, удостоверяющих личность. «Полноценная работа этих охранных подразделений «Газпрома» и «Транснефти» невозможна без наделения работников соответствующими правами и обязанностями, в частности… обязанностью преследовать или задерживать лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, совершивших административное правонарушение или преступное деяние на их территории», – отметил депутат.
Геннадий Гудков в разговоре с «Полит.ру» заявил, что ведомственная охрана для упомянутых компаний это просто «понты»: «Частный охранник обладает теми же правами для пресечения правонарушения, что и другие сотрудники правоохранительных органов. Ему разрешен в случае установления режима, доведенного до всех посетителей и досмотр всех транспортных средств, и одежды и т.д. А «Газпром» и «Транснефть» просто показывают, что они самые влиятельные, крутые. Они имеют влияние на правительство и создают частные вооруженные армии. Когда я создавал «Оскордъ» мы обеспечивали безопасность и части трубопроводов. Мы знаем это ремесло не хуже любых других компаний мира. А в мире и тюрьмы, и аэропорты под частной охраной находятся. И никто не жалуется: ни Shell, ни Ruhrgaz. А есть еще вневедомственная охрана МВД, которая имеет право использовать автоматическое оружие и пулеметы». В итоге экс-депутат сравнил ведомственную охрану с мигалкой, которая говорит об особом статусе владельца.
Правда, эти, названные громким словам «армии», по мнению собеседника «Полит.ру» дополнительных угроз безопасности страны не несут: «В условиях того, что у нас абсолютно тоталитарное государство, не думаю, что общество будут нести с этим какие-то риски. Если только для потребителей газа, которым будут отключать газ вооруженные люди, которые подчиняются я не закону, а приказу. Делается это для того, чтобы чиновники «Газпрома» имели собственную охрану, сопровождение на дачах, в представительских офиса и т.д. Не соглядатаев из других ведомств, а своих, подчиняющиеся за деньги. Барская дурь в общем».