Продолжается история с проектом размещения многофункционального комплекса с апартаментами и подземной стоянкой на территории нынешней ЦКБ РАН.
Напомним содержание конфликта. Строительство предполагается на земле, правообладателем которой является ЦКБ РАН, а собственником – Российская Федерация. Планы там что-нибудь построить помимо зданий больницы впервые озвучивались в 2004 году. Тогда был заключен инвестконтракт между руководством академии наук и ООО «Стройснаб». Конечно, земля компании отдавалась не просто так, а с условием реконструкции одного из зданий поликлиник с целью превращения его в современный медицинский центр. Также застройщики обещали и для района постараться.
Шли годы, проект тормозился усилиями жителей и сотрудников РАН, на него обратили внимание и городские власти. Несколько лет назад тогдашний главный архитектор Москвы Александр Кузьмин пообещал жителям, что земля ЦКБ РАН будет включена в зону стабилизации (то есть там ничего нельзя будет строить).
Сейчас, согласно, ответу Москомархитектуры корреспонденту «Полит.ру», участок «расположен в границах Многофункциональной общественной зоны, на территории реорганизации, подлежащей комплексному преобразованию преимущественно в составе застроенных территорий» (значит, что строить осторожно можно). Планы на застройку восстали из пепла.
Застройщиком теперь выступает корпорация «Баркли». Осталась ли в проекте компания ООО «Стройснаб» непонятно. Новый план компании таков: реконструируется здание находящейся там третьей поликлиники, здание второй поликлиники, по согласованию с руководством ЦКБ, отдается городу для детской больницы, а на оставшейся территории «Баркли» строит два мнофункциональных комплекса с жилыми апартаментами и автостоянкой (то есть элитное жилье). К этому добавляются различные местные социальные проекты типа детской спортивной площадки и продуктового магазина.
Протесты жителей можно разделить на две категории. Первые касаются проекта в целом. Многие считают, что издержки для населения района превышают те социальные обязательства, которые вроде бы берет на себя застройщик (ухудшение экологических условий, повышение транспортной загруженности территории и т.д.).
Другая группа протестующих указывают на то, что все обязательства руководства РАН и «Баркли» не закреплены официальными документами. Есть только какие-то письма на бланках компании, на которых даже нет необходимых реквизитов. Генеральный директор корпорации Андрей Тясто на встречах с жителями ссылается на то, что все закреплено в инвестконтракте. Но показать его он не может, так как это коммерческая тайна. На муниципальном собрании депутатов района, где обсуждался проект, он предложил заинтересовавшимся журналистам обращаться к нему за более детальным описанием проекта и проблем.
Мы воспользовались советом и прямо обратились в корпорацию «Баркли», в частности – за ответом на вопрос о том, какие роли в проекте играют корпорация «Баркли» и компания «Стройснаб». Ответ пришлось ждать три дня. Только накануне публичных слушаний представитель «Баркли» позвонил и ответил, что на этот вопрос, как и на вопрос о гарантиях жителям, никто ответить не может: «Все ответы в инвестконтракте, а он составляет коммерческую тайну». Видно, Тясто ожидал, что спрашивать будут о другом.
Доверие жителей не увеличивают и странные события, происходящие в районе накануне собрания участников публичных слушаний. Жители рассказали корреспонденту «Полит.ру», что за несколько дней до 28 февраля по домам стали ходить странные люди. Имея коды ко всем домофонам, они входили и раскидывали по почтовым ящикам листовки с ложной информацией о том, что публичные слушания отменяются, и проект больше рассматриваться не будет. По слова муниципального депутата Елены Русаковой, в какой-то момент две жительницы поймали их с поличным. Дезинформаторы попытались скрыться и применили физическое насилие в отношении женщины, которая попыталась им помешать. В итоге она была доставлена в травмпункт.
Произошедшие события не отбили у жителей желания посетить собрание участников слушаний. По данным регистрационных журналов, туда пришло 647 человек.
Собираться люди начали еще с 17:00, но организаторы заставляли всех толпиться на улице и в холе школы №1265, где проходило мероприятие, до 18:00, после чего лениво начали регистрацию. В итоге актовый зал школы был набит битком.
Вел собрание бывший заместитель префекта ЮЗАО Александр Картышов (сейчас он советник префекта). В предыдущих публикациях уже упоминалось, что он выказывал интерес к реализации проекта. Муниципальный депутат Сергей Дорофеев, выступающий резко против, в своем выступлении обратил на это внимание присутствующих: «Все мы знаем, что бывший префект ЮЗАО Алексей Челышев не гнушался приходить на собрания муниципальных депутатов для получения одобрения по подобным проектам. А теперь приходите вы. Нет ли здесь старых следов? Челышев ушел в другой округ, но, может, у него остались на этой территории какие-то нереализованные проекты?».
Желающих выступить на собрании было много. Вначале попытался защитить инвестиционный проект главный врач ЦКБ РАН Николай Гончаров. Но договорить ему не дали выкрики разгневанных участников собрания.
Остальные докладчики единогласно высказывались против одобрения плана. Свою позицию излагали и жители района, и люди, которых лечили в поликлинике РАН.
Елена Русакова отметила, что уже в третий раз публично выступает против проекта: «Как можно доверять людям, которые идут по пути такого примитивного обмана? Скрывается то, что это – федеральная земля РФ, которая дана РАН в управление. Никакие манипуляции с передачей каких-то зданий невозможны. В обход собственника делается попытка провести проект либо через муниципальное собрание, либо через жителей. Утверждается не сам строительный проект, а только выделение земли. Если мы утвердим это выделение земли, то только потом объявляется конкурс и разрабатывается проект. А готовый проект застройщик имеет право вообще не выносить на публичные слушания. В Москве уже немало случаев, когда жителям предлагают на участке построить детский садик, а вместо садика возникает жилой дом… После согласия, полученного обманом на муниципальном уровне, государственные органы просто утверждают решение о застройке, аргументируя свои действия тем, что это просьба народа».
Александр Картышов в ответ на речь Русаковой начал кричать, что он может показать титульный лист инвестконтракта, подписанный министерством имущества РФ (в настоящее время в России нет Министерства имущества, а есть Федеральное агентство по управлению государственным имуществом – «Полит.ру»). На титульный лист удалось взглянуть сопредседателю совета Союза жителей Гагаринского района Елене Носовой. Она рассказала об этом корреспонденту «Полит.ру»: «В копии контракта, в левом и правом углах стояли согласования сторон, заверенные печатями и подписями. В левом углу – директора Агентства по управлению имуществом РАН академика Леопольда Леонтьева, а в правом – управляющего делами РАН академика Константина Солнцева. Вот такой междусобойчик».
В середине собрания появилась информация, что организаторы проводят какие-то манипуляции с журналами регистрации. Однако активисты потребовали зафиксировать количество пришедших в них на тот момент, чтобы не допустить никаких приписок.
Ближе к концу мероприятия выступили представители КПРФ, которые появились неожиданно для организаторов слушаний. Руководитель фракции КПРФ в Московской городской Думе Андрей Клычков обещал жителям свою поддержку в данном деле: «По всей Москве мы имеем ситуацию, когда заказчики по инвестконтрактам пытаются отстроить территорию. Но никто из нас не спрашивают, нужны ли нам больницы и т.д. Вместо этого пытаются протащить проекты ГПЗУ (градостроительный план земельного участка – «Полит.ру») для изменения назначения земельного участка».
Здесь надо пояснить, что ГПЗУ определяет планировку территории (то есть, что вообще можно построить на участке). Для подачи проектной документации на государственную экспертизу это обязательный документ. Он должен пройти процедуру публичных слушаний. На них жители и работники района могут выразить свое мнение о том, согласны ли они с проектом, и внести свои замечания. Дальнейшие решения властей по ГПЗУ должны приниматься с учетом результатов этой процедуры.
Член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Потапов (КПРФ) призвал жителей не расслабляться после собрания и продолжать контролировать процесс голосования. В беседе с корреспондентом «Полит.ру» Потапов обозначил свою позицию: «Я считаю, что никакие обещания застройщиков не убеждают жителей в необходимости реализации проекта. Никаких оснований просто нет. Их терпение переполнено. Я бы советовал властям прислушаться к мнению жителей и ни в коме случае не подтасовывать результаты общественных слушаний». Депутаты обещали жителям, что будут использовать все свои ресурсы, чтобы им помочь.
После собрания предстоял еще подсчет голосов его участников. Осталось порядка десяти жителей, которые внимательно следили за процессом. В бюллетене проголосовавшие могли высказываться в произвольной форме – некоторые формулировки были признаны спорными. В каждом таком случае Александр Картышов бился за то, чтобы не добавлять голос в пользу протестующих против проекта. Так, на его взгляд, запись с предложением производить застройки на окраинах, а не в центре Москвы, не оказалась возражением против проекта. «Это иное мнение», – заключил он и отложил листок в сторону.
В итоге в поддержку проекта проголосовало 34 человека, против – 565. По мнению Елены Русаковой, за проект выступили в основном работники коммунальных служб и школ.
Прошедшее собрание участников публичных слушаний показало как минимум тот факт, что заметная часть жителей готова придти и выразить публично свой протест против предлагаемого проекта ГПЗУ.
На этом процесс не закончился. Так 1 марта, по сообщению Елены Носовой, группа студентов Государственного университета нефти и газа ходили и собирали подписи якобы за озеленение района под пустыми листами без оборота и заглавия. По словам активистки, студенты признаются, что указание о сборе подписей идет из префектуры ЮЗАО. В связи с этим жители и депутаты собираются подавать заявление о провокации. Елена Русакова отмечает, что жалобы на подобных собирателей подписей периодически появляются и в социальных сетях. Поэтому жители района размещают объявления с призывами не расписываться на пустых листах.
Собеседник «Полит.ру» отмечает, что часто жители не обращают внимания на третий этап публичных слушаний (период сбора отзывов), когда возможны серьезные фальсификации. Фиксировались попытки вброса положительных отзывов, проведения формирующих опросов и т.д. Результаты слушаний будут рассмотрены на окружной комиссии, которая состоится в этом месяце. Активисты попытаются добиться допуска на нее жителей района, чтобы там не появился непонятно откуда взявшийся массив положительных отзывов.
В случае отрицательных результатов публичных слушаний по проекту, вопрос будет повторно вынесен на рассмотрение городской градостроительно-земельной комиссии.
Русакова считает, что судьба застройки зависит от активности жителей: «У нас выход только один – показать массовость. Это силовое противостояние. Надо убедить власти, что район бунтует против проекта и будет продолжать это делать, даже если проект ГПЗУ будут выноситься на публичные слушания еще много раз. Если мы сможем это продемонстрировать, то победим».
Жители инициировали компанию по сбору подписей под обращением к президенту с просьбой не допустить строительство.