будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Страна
Винокуров Андрей

Бизнес-омбудсмену прописали подочетность

8 декабря в Госдуму был внесен «разрекламированный» законопроект о бизнес-омбудсмене. Внесение состоялось после почти двухмесячных «боданий» иницаторов документа с правительством за полномочия нового института. Результатом стал компромисс: защитники бизнеса получают широкие, хотя и несколько урезанные по сравнению с ожиданиями полномочия и назначаются главами регионов, становясь практически новой веткой чиновничества.

Внесенный правительством текст законопроекта не слишком отличается от первого варианта, готового еще в ноябре. Полномочия омбудсмена остались довольно широкими. Согласно законопроекту, уполномоченные по правам предпринимателей будут федерального и регионального уровней.

Каждый из них будет рассматривать жалобы предпринимателей на ненормативные правовые акты, решения и действия органов государственной власти, которые мешают ведению их бизнеса.

Более того, исходя из внесенного законопроекта, они смогут выносить предписания по приостановлению тех или иных ненормативных актов местного самоуправления. Иначе говоря, «мечта» Бориса Титова останавливать вредные для бизнеса решения чиновников, о которой он говорил в интервью «Полит.ру», сбылась, по крайней мере, на бумаге.

Кроме того, чтобы удовлетворить жалобы, бизнес-омбудсмен, как и заявлялось ранее, сможет обращаться в суды с заявлениями о признании недействительными тех или иных актов, а также доводить свою критику тех или иных решений до органов государственной власти, которые обязаны будут ее рассмотреть. Предусматривается также, что бизнес-омбудсмен будет обращаться к представителям государственной власти и по поводу привлечения к ответственности конкретных лиц, повинных в притеснении прав предпринимателей.

При этом предусмотрены для защитников бизнеса и определенные ограничения. Так, например, в законопроекте присутствует вполне логичное (в виду известных особенностей российского правоприменения) правило, запрещающие перенаправлять жалобы в орган, на который и поступила жалоба. Туда омбудсмен сможет только направлять рекомендации о том, как именно должны быть ликвидированы нарушения и их последствия.

Из серьезных изменений (по сравнению с начальным вариантом) законопроекта выделяются организационные аспекты деятельности бизнес-омбудсмена. Теперь в его полномочия не будет входить возможность создавать некоммерческие организации для защиты прав бизнеса, хотя такая возможность в первом варианте предусмотрена была.

Еще одно важное различие касается подочетности   главного защитника бизнеса. Согласно внесенному законопроекту, федеральный бизнес-омбудсмен отчитывается перед президентом, хотя, согласно первой версии, он не был подотчетен никому.

Изменения коснулись также и бизнес-омбудсменов в регионах. Изначально предполагалось, что они будут назначаться на должность высшим законодательным органом субъекта РФ, который будет рассматривать кандидатуру, согласованную между губернатором и федеральным уполномоченным, но в новом варианте назначать на должность будет высшее должностное лицо субъекта федерации. То есть губернатор будет назначать их также, как сегодня назначает своих замов, что превращает бизнес-омбудсменов фактически в еще один тип региональных чиновников. Полномочия региональных омбудсменов при этом достаточно широки: он может практически то же самое, что и федеральный уполномоченный, но только на уровне региона.

Однако еще накануне внесения законопроекта среди лиц, заинтересованных в законе, были опасения, что правительство собирается сильно урезать полномочия омбудсмена. Эти опасения были вызваны тем, что Минэкономразвития придержало документ на месяц и держало его в атмосфере секретности.

Комментируя задержку законопроекта в правительстве, советник Бориса Титова Татьяна Марченкова сообщила: «В правительстве возникли дополнительные вопросы… Никаких новых тем не было. Обсуждались вопросы общественных омбудсменов и полномочия в плане приостановки нормативных и ненормативных актов».

Заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы Виктор Звагельский уточнил, что основные препятствия вопрос полномочий встретил со стороны Минэкономразвития. По его словам, инициаторы законопроекта не собирались биться за сохранение изначальных прав бизнес–омбудсмена: «Мы сейчас будем ратовать за то, чтобы этот процесс не затягивать. Надо, пусть и с сильно урезанными полномочиями, но пройти первое чтение».

Собеседник «Полит.ру» рассчитывает на то, что первое чтение законопроект пройдет еще в этом году, а к февралю – все три чтения. При этом вопрос полномочий в ходе процедуры прохождения документа в нижней палате еще может претерпеть изменения как в ту, так и в другую сторону.

Из-за задержек, вызванных согласованием в правительстве, на сегодняшний день депутаты оппозиционных фракций ГД текст до сих пор не обсуждали, несмотря на громкие заявления экс-руководителя фракции «Единой России» в Госдуме Андрея Воробьева. Это подтвердили «Полит.ру» депутат ЛДПР Михаил Рохмистров и эсер Станислав Михеев. 

К слову, с финансированием для уполномоченного по защите прав предпринимателей определенность уже есть. Этим озаботился лично президент Владимир Путин. На неделе он внес в Госудму законопроект, предлагающий изменения в ФЗ «Об общественной палате РФ», согласно которому деньги омбудсмен на свою деятельность будет получать от ОП. Борис Титов углядел в этом прямую аналогию с финансированием деятельности уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова.

«Институт бизнес-омбудсмена должен стать составной частью системы защиты бизнеса… Очень важно, чтобы система повышения ответственности чиновников и защиты прав предпринимателей начала формироваться. И институт уполномоченного по защите прав является одним из важных элементов, формирования этой системы», – прокомментировал для «Полит.ру» значение законопроекта президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Александр Галушка. Что ж, остается лишь надеяться, что он окажется прав. С экономической амнистией, например, которая должна была изменить положение 13,5 тысяч сидящих в тюрьмах предпринимателей, пока ничего не вышло. 

Винокуров Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).