Когда чиновники начинают касаться таких тонких материй, как религия, обнаруживается, что их сознание хитро устроено. Вот Онищенко назвал Ветхий Завет первым сводом санитарных норм. Это он такой материалист или, наоборот, намекает, что полномочия Роспотребнадзора от Бога? И не он один на это претендует.
Что-то в России зачастили с вторжением в сферу сакрального. Не отгремели еще последние аккорды «панк-молебна» (см. И пуссириотизация всей страны), как безо всякого перерыва начинается «таинство фотошопа» и «воздаяние за пыль». И копья ломают сторонники церкви, пытаясь понять, не Березовский ли за всем этим стоит (см. Часы патриарха или Заговор Березовского и Pussy Riot).
Чиновники обычно сторонятся откровенных высказываний на тему сакрального. Оно и понятно: значительная часть российской бюрократии с трудом освоила, как правильно креститься, и в храмах бывает по преимуществу на «ежегодном партсобрании по случаю Священного праздника Пасхи». Им «Пасху» если заменить на «годовщину Великого Октября» или «день восшествования на престол Владимира Владимировича» - не сразу бы и заметили. С другой стороны: боязно бюрократу на такие темы высказываться — если ничего и не перепутаешь, а ну как Бог и вправду есть? А про «не поминай имени Всевышнего всуе» почти все усвоили, даже те, кто креститься еще не научился.
На фоне заметного общественного оживления по вопросу о том, «расстрелять опасных «панк-феминисток» или все-таки четвертовать», и некоторым представителям партии власти пришлось вступаться за патриарха. Политтехнолог Сергей Марков, скажем. Обвинил в атаке на патриарха неких «гламурных идеологов». Впрочем, такой комментарий хоть и можно считать недалеким, но в сферу сакрального попытки залезть тут нет — Марков же вопросов богословия не касался.
Однако то, чего стараются не поминать рядовые партийцы (ну помимо имени Алексея Навального и иных «несистемных оппозиционеров», которых тоже всуе лучше не поминать, ибо здесь уже имеется риск вызвать гнев не Божий, но начальственный, неизвестно еще, что хуже), то не является запретной темой для фактически главного российского «Цицерона» Геннадия Онищенко.
По Онищенко выходит, что есть вареные яйца абсолютно безопасно: если в них и была сальмонелла, то в процессе варки она погибнет. И безопасность этой традиции Онищенко совсем не удивляет, ибо яйцо - «это закованная в твердую оболочку жизнь».
Поделившись с журналистами своим наблюдением, глава Роспотребнадзора развил эту мысль в уже совсем интересную сторону, назвав Ветхий Завет «первым сводом санитарных норм и правил» (цитата по «Интерфаксу»): «Если вы читали Ветхий Завет, то вы найдете ответы на все вопросы, в том числе и с холерой на Украине. Там были правила личной гигиены сформулированы, правила по карантину. Все, что пишется как санитарные правила - это ничто иное, как профессиональное толкование Ветхого Завета».
«Профессиональная» экзегеза Онищенко не является безусловным новаторством для политиков. В конце концов, бывший президент Молдавии Воронин называл уже Иисуса Христа «первым коммунистом», так что и Ветхий Завет вполне перетерпит вольное толкование Онищенко.
Кажется, вроде бы, что его рациональная трактовка вполне укладывается в логику традиционного материалистического подхода к сакральным текстам. То есть Онищенко выступает практически как историк-марксист или позитивист. Есть текст, в нем отражена некая реальность, мы его разбираем и находим нечто по интересующей нас теме. В случае Онищенко — по темам санитарно-эпидемиологическим.
Возможен и другой подход, сродни воронинскому толкованию Нового Завета, как своего рода «первого манифеста коммунистической партии». Перевод на древнегреческий Ветхого Завета, согласно легенде, одновременно выполняли 72 мудреца и они не только закончили работу одновременно, но и перевод у них сошелся до единого слова. Это было воспринято за несомненное доказательство, что рукой переводчиков водил сам Всевышний и текст, как минимум боговдохновленный.
Почти, как Моисей, получивший скрижали, получается. Эдакое прецедентное право, да еще со ссылкой на такой авторитет. Аналогичные ситуации в российской политике не редкость. Скажем, во время принятия в Петербурге закона о штрафе за пропаганду гомосексуализма местный депутат Виталий Милонов ссылался на апостола Павла («Апостол Павел говорит нам о замене естественного употребления от противоестественного. И что же вы предлагаете мне решение Министерство здравоохранения 1999 года поставить выше, чем слова апостола Павла?» - см. подробнее Голубая политтехнология). А университеты, чье руководство по закону должно публиковать декларации о доходах, в ответ на соответствующие запросы реагировало, что основал их не президент, императрица, посему и декларировать им ничего не надо. Последний пример, конечно, не совсем из сферы сакрального, но ссылка возможна на разные авторитеты.
Вот и призадумаешься: то ли Онищенко прожженый материалист, то ли демонстрирует, что его ведомство ближе иных к Господу. Серьезная заявка, на фоне ведущихся споров о легитимности власти. Хотя рождает массу вопросов. Например, где в Ветхом Завете Онищенко вычитал про «Боржоми»? И какой народ ему там напомнил таджиков?