будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Страна
Фабрицкая Юлия

Благосостояние чиновников повысится

Владимир Путин сделал долгожданный подарок чиновникам. В среду обнародован президентский указ от 10 апреля 2004 г. "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, заменяющих отдельные государственные должности федеральной государственной службы", согласно которому зарплата федеральных чиновников повысится в несколько раз. Разговор об этой мере как о необходимой части административной реформы идет уже несколько лет. Цель данной меры очевидна: Россия – страна с наиболее коррумпированной бюрократией (по последним данным международной организации Transparency international, Россия занимает 86 место из 133 стран, находясь между Индией и Мозамбиком). А борьба с коррупцией стала одной из приоритетных тем в русле проводимых правительством реформ и идеологии власти. Повышение зарплаты федеральным чиновникам, по идее, должно обеспечить им достойное существование в рамках легального дохода и тем самым положить конец взяточничеству.

Тема повышения зарплат возникла в контексте административной реформы и обсуждалась в связке с сокращением аппарата правительства. Тем не менее, указ вряд ли приведет к уменьшению уровня коррупции и повышению управляемости в государственном аппарате, поскольку предполагает уравнительный принцип оплаты труда.

По мнению экспертов, решение проблемы коррупции в России предполагает целый комплекс мер. При реформе госслужбы необходимо согласовать четыре элемента: количество чиновников, распределение зон ответственности, систему контроля и систему оплаты. Причем, если субъект, принимающий решения, действительно планирует добиться каких-то эффектов, то за повышением зарплат должно как минимум последовать усиление надзора и повышение уровня угрозы для чиновника-взяточника. Кто и как это обеспечит?

В начале апреля Михаил Фрадков заявил о том, что новая структура федеральных органов исполнительной власти нацелена на резкое сокращение количества замминистров и структурных подразделений в министерствах, позволит ликвидировать дублирующие функции, а также резко уменьшить число избыточных. Но при таком раскладе все равно значительная часть функционеров, не нашедшая своего места в министерствах, будет формировать состав федеральных агентств, тем самым совершив рокировку, но не изменив сути. А молодые, инициативные чиновники, пришедшие на госслужбу для того, чтобы обеспечить старт собственной карьеры, которые могли бы составить кадровый резерв государственной службы, скорее предпочтут уйти в бизнес.

При этом система контроля, предусмотренная новой трехуровневой системой исполнительной власти, вряд ли будет эффективна. В президентском указе по административной реформе одним из пунктов записано, что нужно разделять в исполнительной власти функции определения политики, оказания услуг и контроля – этим должны заниматься разные ведомства. Но реально ведомства, выполняющие функции контроля (в том числе и за распределением зон ответственности), подчинены министерствам, что полностью обессмыслило идею.

В итоге повышение зарплат чиновникам при отсутствии реальных механизмов контроля, как пряник без кнута, не изменит ситуации. Повышение зарплаты даже в несколько раз не сделает зарплаты чиновников пусть меньшими, но сопоставимыми с зарплатами в частных компаниях людей аналогичной квалификации и уровня ответственности. К тому же, зарплата даже в три тысячи долларов сама по себе недостаточно весомый стимул к честности у людей, имеющих дело с решениями ценой в многие миллионы.

А вот реальная возможность потерять свое место или сесть в тюрьму – это мотивация. Здесь мы опять упираемся в систему контроля. По мнению Сатарова, эффективный контроль должен осуществляться с нескольких сторон. Во-первых, это контроль политический, для этого нужно иметь в стране политическую конкуренцию и федеральные контрольные службы, независимые от министерств. А во-вторых, контроль общественный, который предполагает независимые суды, свободные СМИ, активное гражданское общество.

Но даже если забыть о сложных общественно-политических материях и вопиющей проблеме судов, вопрос о технической, управленческой целесообразности повышения зарплат упирается в наличие или отсутствие субъекта управления – того, кто этим всем занимается. Кого чиновники будут благодарить и бояться? Пока фокус управленческого интереса к теме постоянно перемещается от министерства экономики (предложения которого отличались от реализуемых) к Дмитрию Козаку и, возможно, еще куда-то, куда - мы не знаем. На месте строгого, но справедливого государственного управленца по-прежнему знак вопроса.

Впрочем, атмосфера таинственности вокруг указа говорит о том, что повышение зарплат чиновникам считается в администрации президента непопулярной мерой. Видимо, там опасаются, что народ не поймет хитрости с борьбой с коррупцией и посчитает банальной раздачей дополнительных благ. И, возможно, народ не сильно ошибется.

Фабрицкая Юлия
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).