Руководитель Службы безопасности президента Виктор Золотов переброшен на пост замглавы Внутренних войск МВД с перспективой дальнейшего назначения главой этой структуры. По крайней мере, если газета «Известия» не ошиблась.
Новость знаковая, поскольку традиционно глава охраны президента является если не вторым человеком во властной иерархии, то, по крайней мере, крайне доверенным лицом. Охранники Сталина - Паукер и Власик транслировали волю вождя его подчиненным, начальник Девятого управления КГБ, «Девятки» был довольно влиятельным и важным политиком. Александр Коржаков, начальник ельцинской охраны, менял министров и решал важнейшие государственные вопросы.
Золотов с Путиным знаком еще со времен петербургского периода. Золотов охранял Собчака и в результате поражения Собчака на выборах ушел со службы. После этого работал в «частном секторе» - вроде бы в структурах «авторитетного бизнесмена» Романа Цепова, который курировал, как говорят злые языки, связи Владимира Путина с бизнесом. На русский это нередко переводят так: «собирал с бизнеса дань». После отравления Цепова в 2004 году Золотов присутствовал на его похоронах. В общем, складывается четкое впечатление, что Золотов представляет из себя человека очень близкого действующему президенту.
Учесть хотя бы то обстоятельство, что Путин назначил Золотова главой своей охраны еще в 1999 году, став премьер-министром. Дольше с Путиным, пожалуй, только Игорь Сечин (даже жена Людмила ныне отправлена в отставку).
СБП – структура закрытая, потому о Золотове известно крайне мало. Сын его вроде бы занимает важную должность во ФГУП «Охрана», подведомственном МВД. А сам он выступал в войне силовиков в середине 2000-х на стороне Виктора Черкесова. Черкесов в той войне проиграл «клану Сечина-Патрушева» и выпал из круга доверия Путина, а вот Золотов пост сохранил, говорят, что и с доступом к телу у него особых проблем не было.
Отсюда трактовка «Известий»: Золотов призван усилить Внутренние войска и вскоре возглавит их. Это из серии объяснений, которые ничего не объясняют. Почему именно сейчас и именно их? Конечно, Николаю Рогожкину, что возглавляет ВВ, две недели назад исполнился 61 год, так что пенсия была не за горами. Прочили ему, впрочем, и повышение до главы начальника Генштаба, правда, этот пост он так и не занял.
Но все равно остается вопрос: почему на этот участок кинули именно начальника президентской охраны? Неужели власти всерьез готовятся к массовым выступлениям граждан по поводу, скажем, резкого ухудшения экономической ситуации и потенциальной девальвации? Это, пожалуй, могло подстегнуть Владимира Путина к назначению на пост главы внутренних войск человека лично лояльного и способного натаскать их на подавление любых беспорядков.
По опыту столичных митингов было видно, что ОМОН годится для решительного разгона протестующих, а вот ВВ себя ведут несколько пассивно. Рассказывали про нервную реакцию офицера ВВ, которого на историческом митинге 6 мая 2012 года упрекнули в том, что он получает зарплату из средств налогоплательщиков. «Я третий месяц зарплату не получаю», - вроде бы огрызнулся он. История фантастическая, но показательная. От пассивности уже один шаг до поддержки протестующих (тем более, если протестующие будут требовать нечто понятное даже бойцу внутренних войск, а не абстрактной демократии).
Есть и иная трактовка назначения – Путин хочет внедрить в ведомство Колокольцева полностью своего человека и даже ослабить позиции министра. Это конспирологическое, но вполне в духе российской власти объяснение.
Наконец, кто сказал, что это вообще повышение? Паукер был у Сталина охранником с 1924 года, развлекал вождя анекдотами и даже, говорят, брил его щетину, словно цирюльник, но это не спасло его от опалы. После падения Генриха Ягоды он был понижен в должности, а затем расстрелян. Его сменщик Николай Власик под конец жизни Сталина был также смещен с поста и даже арестован по «делу врачей», и только смерть Сталина спасла его от неминуемого срока и возможной гибели. Всесильный Коржаков попал в опалу после конфликта с Чубайсом. Самые доверенные лица, бывает, тоже попадают в опалу.
Впрочем, все это пока только домыслы. Однако это и впрямь важно, ибо меняет конфигурацию путинского «ближнего круга». Ведь появится новый начальник охраны и это должен быть стопроцентно лояльный человек. А там, где доверие вождя, там и влияние.