Конфликт Кремля и Москвы не затухает, даже скорее разгорается. Лужков не хочет уходить, но хочет судиться со СМИ, показавшими и опубликовавшими негативные материалы против него. Зрителям антилужковские сюжеты, судя по рейтингам, понравились. Зато Лужкову оказала поддержку московская «Единая Россия». Остальные единороссы не столь однозначны — все? похоже, ждут реакции первых лиц. Чего ждет Кремль — не вполне понятно. При условии,, что заявлениями московский мэр фактически объявил уже администрации президента войну.
Противостояние московской мэрии и администрации президента продолжилось взаимными обвинениями в СМИ. Московский мэр пообещал судиться с обвинявшими его телеканалами, требуя чуть ли не 10 млн рублей на круг.
Очередной ответ мэрии последовал и по медиа-линии. Мэр Москвы Юрий Лужков заявил в интервью телеканалу РЕН-ТВ, что в отставку не уйдет. Высказанные против него на федеральных каналах обвинения, он назвал "грязью, кашей, собранной для того, чтобы воздействовать на мэра". "Оправдываться - это не тот способ на Руси, чтобы себя защитить", - заявил Лужков.
Он уверяет, что никогда не давал преференций своей жене. На вопрос, cмогла бы президент ЗАО "Интеко" Елена Батурина стать богатейшей женщиной в стране, если бы не была женой столичного мэра, Лужков ответил: "Моя жена - талантливейший человек. Это признают все, кто с ней сталкивался по работе". По его словам, "она была бы еще более богатым человеком, если бы не была женой мэра Москвы".
С чем связан показ анонса интервью в понедельник (программа Марьяны Максимовской выходит в субботу) — не вполне понятно. Понятно, что скорость возможных последствий настолько увеличилась, что к субботе Лужкова уже отставят и интервью просто «протухнет».
Сегодня столичный градоначальник посетил заседании политического совета московского регионального отделения партии "Единая Россия", где по пунктам ответил на претензии создателей фильмов: смог и отпуск, траты на пчел и т. д. Он обратился к залу с вопросом: "Вы можете представить себе идиота-мэра, который свыше 200 млн рублей направил на своих пчел?!". "Какие пчелы? Это деньги, которые направлены в наше, московское хозяйство, обеспечивающее 30 процентов молочной продукции для нашего школьного питания", - сказал Лужков. Он пояснил, что речь идет о финансировании правительством Москвы строительства бойни коров, чтобы хозяйство, предъявляющее к своей продукции "жесточайшие требования" и обеспечивающее ассортимент, имело рентабельность. "Негодяи заявляют, что мэр решил направить эти деньги на пчел,- возмутился Лужков, - Да, мне это интересно, но мне не нужны на это государственные деньги, а продукцию, которую получаю от пчел я отдаю в детские дома". Лужков заявил, что оправдываться не собирается, а за защитой обращается в суд. "Оправдываться в России означает, что ты уже с чем-то согласен", - считает мэр. Он также рассказал, что после того, как высказал намерения обратиться в суд "пришла весточка о том, что все, что началось, будет продолжаться". "Не боюсь я их", - подчеркнул Лужков, напомнив, что подобная "кампания клеветы и лжи" в адрес мэра Москвы уже была в 1999 году. По мнению Лужкова, нынешняя кампания связана, в том числе, с его позицией относительно ситуации с Химкинским лесом (цитата по ИТАР-ТАСС). Мэр несколько упрощает ситуацию: кампания стала ответом на наезд московских властей на администрацию Дмитрия Медведева (ярче всего претензии и «сценарии» были описаны в статье в МК 1 сентября). Кремль, по всей видимости, возмутился попыткой Лужкова через СМИ надавить на Владимира Путина и вынудить его вмешаться.
Пока репортажи, вызвавшие живую реакцию столичных властей вызвали значительный интерес у зрителей. TNS Gallup опубликовал очередные рейтинги, по которым можно судить о популярности пролужковских и антилужковских передач у московских телезрителей. Немногим выше, чем на прошлой неделе были рейтинги итого итоговых программ на «Первом» и «России-1», где были показаны негативные материалы про мэра Москвы. Неделей раньше доля находившихся у телевизора москвичей, смотревших «Воскресное время» на «Первом» составила 14,3 % при рейтинге 4,6, «Вестей недели» - 12.9 при рейтинге 4,1. Аналогичные показатели «Времени» 12 сентября составили 17.1 (доля), и 5,1 (рейтинг), «Вестей» - 17.4 и 4,1 соответственно. Итоговую программу на НТВ меньше зрителей, чем неделей ранее (доля — 14,8, рейтинг 3,9). Доля программ, где московский мэр мог донести свою позицию, была в разы меньше. Программы канала ТВЦ имели рейтинг от 1 до 2 процентов (2 процента при доле 6,9 получил «Постскриптум», ведущий которого Алексей Пушков обрушился с критикой на московского мэра). Как пишет «Коммерсант со ссылкой на данные "TNS Россия", его посмотрели 24,3% телевизионной аудитории Москвы. Рейтинг программы составил 7,5%. Это означает, что в момент показа фильма у телеэкранов находилась почти четверть всех телезрителей столицы, или примерно каждый тринадцатый москвич. То есть рейтинги «антилужковских программ» были немаленькими, хоть и не совсем уж выдающимися.
А интернет-издание «Маркер» посчитало стоимость материалов про Лужкова, если бы они были показаны на правах рекламы. Получилось — 4 млн долларов. Надо сказать, что цена за размещение негатива варьируется — стоимость даже одного сюжета в программе на центральном канале (тем более итоговой) может потянуть на несколько миллионов. Но учитывая, что заказчиком выступал Кремль, размещение и вовсе могло обойтись без денег.
Разумеется, адресатом киллерских программ на ТВ было не население Москвы — оно мэра не выбирает, но элитные группы. Борьба за Москву перешла в новую стадию после серии передач на центральных каналах, за которой очевиден информационный накат верховной власти на московское руководство. Ослабить единство команды Лужкова — одна из тактических задач. Вторая — убедить Владимира Путина высказаться по проблеме. Пока обе цели не достигнуты — Путин молчит, а правительство Лужкова публично мэра пока не предавало (в защиту Лужкова в эфире ТВЦ выступили спикер Мосгордумы Владимир Платонов, первый зам Лужкова Владимир Ресин и т.д.), московская «Единая Россия» выступила в поддержку мэра («Лужков был и остается единственным лидером городской партийной организации, с которым московские «единороссы» подтверждают готовность участвовать в выборах и побеждать»,- говорится заявлении московского политсовета ЕР).
Сегодня журналисты допрашивали собравшихся на региональную конференцию в Нижнем Новгороде видных единороссов на предмет реакции по Лужкову Борис Грызлов признал, что встречался с Юрием Лужковым и тот его заверил, что факты, изложенные в многочисленных программах не имели отношения к действительности. Бывший зам Лужкова, а ныне губернатор Нижегородской области Шанцев отказался комментировать возможную отставку Лужкова, а кампанию против мэра назвал «черным пиаром». Стилистически она и не нравится и прочим губернаторам. Хотя новый глава Башкирии сказал журналистам, что вовсе не в курсе какой-то кампании. Все ждут реакции первых лиц, до тех пор не рискуя публично высказываться о конфликте четко и ясно. А реакции Владимира Путина может и не последовать: проект «отставка Лужкова» родился не в Белом доме и Путин предпочтет взять максимально возможную паузу. Или вовсе дистанцируется от конфликта.
Однозначно заявив, что останется до конца срока на посту губернатора, Юрий Лужков провоцирует Кремль на совершение ошибок. Формально президент может отправлять губернаторов в отставку в связи с утратой доверия. Однако такой вариант неудобен тем, что у московского мэра сохраняется значительное влияние в столице, да и в федеральных кругах тоже. Столичный парламент может не утвердить кремлевского кандидата в губернаторы. Что будет неприятным сюрпризом в системе управляемой демократии (если сказать жестче — последствия могут быть самыми неприятными, вплоть до краха «вертикали власти»). Другие варианты совсем уже открытой политической конфронтации не менее рискованны и плохи для Кремля: длительное безвластие в столице, сохранение враждебного Кремлю Лужкова во главе Москвы или проявление слабины и реализация операции «преемник» московским мэром. Ситуация неопределенная.
Для Кремля выходом мог бы стать раскол в команде Лужкова в результате силового и информационного прессинга. Силовое давление пока почти не использовалось, репортажи центральных телеканалов опасного компромата не содержали. Сведения, изложенные в них, были либо широко известны, либо менее широко — но почти все публиковались в СМИ. Такого маловато для серьезных последствий, почему и торжествует Юрий Лужков. Насколько «компроматная война» даст эффект покажет «Время» на «Первом канале».