Техническая комиссия Международного авиационного комитета официально назвала причины крушения «Боинга-737» в Перми в сентябре 2008 года. Самолет рухнул в результате потери пространственной ориентации со стороны экипажа, который недостаточно разбирался в управлении иностранным самолетом. Вдобавок подтверждено, что капитан судна был усталым и нетрезвым.
«Непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь КВС (командира воздушного судна), осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета, что привело к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей. Потеря пространственной ориентировки произошла при полете ночью, в облаках, с отключенными автопилотом и автоматом тяги», – говорится в заключении Международного авиационного комитета (МАК).
Потеря ориентировки стала возможной из-за того, что у пилотов не было достаточного опыта полетов на «Боинге», раньше они летали только на отечественных самолетах. В заявлении МАК говорится о «недостаточном уровне подготовки экипажа в части техники пилотирования воздушного судна… и приобретения навыков по выводу из сложных пространственных положений самолета с прямой индикацией авиагоризонтов, установленных на зарубежных и современных отечественных воздушных судах». Эта индикация отличается от индикации, применяемой на самолетах, освоенных членами экипажа ранее (Ту-134, Ан 2), отметили эксперты.
Часть вины комиссия возложила на авиакомпанию «Аэрофлот-Норд», которой принадлежал самолет. Системной причиной авиакатастрофы назван недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов «Боинг-737» в авиакомпании.
Согласно заключению, разбившийся «Боинг» летал с неотрегулированными рычагами управления двигателями. При одинаковом положении рычагов управления правым и левым двигателем у них была разная тяга, а при различном положении рычагов тяга была одинаковой – это так называемая «вилка». Технический персонал авиакомпании ничего не сделал, чтобы устранить этот дефект, который увеличивал рабочую нагрузку на экипаж во время захода на посадку.
И наконец, в организме погибшего командира авиалайнера Родиона Медведева, который находился за штурвалом, были обнаружены следы алкоголя. «Установлен факт наличия этилового алкоголя в организме КВС перед смертью. Режим труда и отдыха КВС в период, предшествующий авиационному происшествию, способствовал накоплению у него усталости и не соответствовал действующим нормативным документам», – сказано в документе. Впрочем, как и когда пилот употреблял алкоголь, комиссия не установила.
14 сентября прошлого года пассажирский самолет компании «Аэрофлот-Норд», выполнявший рейс №821 по маршруту Москва-Пермь, при заходе на посадку в аэропорт «Большое Савино» упал между двумя жилыми массивами на железнодорожные пути. На борту находились 88 человек, в том числе 6 членов экипажа, все погибли. В первые дни катастрофы обсуждалась версия о пожаре и отказе одного из двигателей машины. Однако затем доминирующей версия стала ошибка пилотов. Также рассматривалась версия о неправильных действиях диспетчера, однако сейчас все обвинения с диспетчера полностью сняты. Установлено, что он действовал по инструкции.