В минувшее воскресенье в России прошел единый день голосования. Жители всех регионов кроме Ингушетии распределяли более 43 тысяч мандатов — это и 30 губернаторов, и 14 законодательных собраний, и выборы в городские советы 21 регионального центра, и несчетное количество прочих муниципальных выборов. По оценке ЦИКа в 2014 году, без учета федеральных выборов, прошло самое масштабное голосование за всю историю новой России.
Впрочем, если не обращать внимания на цифры, то, в первом приближении, результаты выборов выглядят довольно скучно. Во всех 30 регионах граждане выбрали себе губернаторов сразу в первом туре, хотя, например, в республике Алтай и Красноярском крае некоторые наблюдатели предсказывали возможность того, что главные кандидаты не смогут с первого раза набрать более половины голосов. Во всех регионах, иными словами, победитель был известен заранее — где-то это было достигнуто за счет коалиционных соглашений, когда вероятному сопернику предлагался пост в Совете Федерации, где-то с помощью административных методов борьбы, а где-то никакой борьбы не было заметно в принципе.
В Санкт-Петербурге губернатор Георгий Полтавченко получил около 80% голосов, что немудрено, поскольку до выборов не была допущена главный конкурент — депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева. Ей просто не удалось преодолеть муниципальный фильтр — причем, в штабе Полтавченко особо и не скрывали, что собрали как можно больше подписей муниципальных депутатов для того, чтобы отсечь конкурентов. В итоге в политически активном и достаточно оппозиционном городе явка составила около 39%, причем из них 7% проголосовали досрочно.
Самый близкий ко второму туру результат оказался в республике Алтай: там действующий губернатор не дотянул даже до 55%. Почти 37% набрал выдвинутый «Гражданской силой» Владимир Петров, бывший глава регионального правительства. Фактически в коалиции с ним выступал кандидат от Компартии Николай Ромашкин, что еще больше увеличивало шансы второго тура.
На удивление мало получил кандидат в губернаторы Астраханской области от «Справедливой России» Олег Шеин — он набрал менее 17%, в то время как врио главы региона Александр Жилкин выиграл с результатом 74,66%. После того, как массовые нарушения на выборах мэра Астрахани, когда Шеин заявил, что у него украли победу, привели к волнениям в городе, контролировать выборы прилете сам глава ЦИК Владимир Чуров. В Астрахани и других крупных городах участки были оборудованы КОИБами — в прошлый раз Шеин получил хороший результат именно на тех участках, которые были оборудованы электронными средствами подсчета бюллетеней.
В Крыму и Севастополе состоявшиеся выборы в региональные парламенты и муниципалитеты стали своего рода завершением переходного периода — через некоторое время все местные руководители потеряют приставку «и.о.». Население полуострова, как и ожидалось, поддержало «Единую Россию». На выборах в парламент Крыма ЕР набирает чуть более 70%, также 5-процентный барьер преодолела ЛДПР, у нее более 8%. Похожие результаты и на выборах в севастопольский ЗакС. При этом, что важно, в Севастополе единороссы лидируют и во всех одномандатных округах — ранее в руководстве города произошел раскол и считалось, что победа единороссов-одномандатников даст дополнительный вес Алексею Чалому, бывшему «народному мэру» города.
Не произошло ничего из ряда вон выходящего и на выборах в Московскую городскую Думу. Кандидаты от «Единой России» победили в 28 округах, коммунисты — в пяти, еще по одному проведи «Родина» и ЛДПР. Остальные 10 мест получили самовыдвиженцы. Напомним, выборы в столичный парламент проходили полностью по одномандатным округам — за партийные списки граждане не голосовали.
Некоторые сюрпризы, впрочем, все-таки произошли: в центре все ждали победы справедливоросса Свиридова, а депутатом стала Елена Шувалова. Не прошел в Мосгордуму ни один кандидат от «Яблока», хотя в среднем выдвиженцы от партии получали хороший результат, ни один не смог занять первое место.
Стоит отметить, что отсутствие сколько-нибудь серьезных нарушений было зафиксировано по всей стране. В целом это понятно — обеспечить победу нужного кандидата партия власти могла и без фальсификаций итогов голосования, но иногда это не мешало вбрасывать бюллетени или просто писать красивые цифры в итоговых протоколах.
Нарушения носили скорее процедурный характер — где-то наблюдатели заметили, что книги были неправильно прошиты, где-то не по всей процедуре были оформлены документы для выезда группы по квартирам избирателей, где-то председатель комиссии не знал, как точно нужно оформлять итоговый протокол.
И все-таки, несмотря на предсказуемость результата, выборы дадут пищу для ума аналитиков. И дело даже не в том, что в некоторых округах или городах побеждал не тот кандидат, на которого все рассчитывали.
В Россию возвращаются одномандатные выборы, в 2016 году половина состава Государственной Думы будет избрана именно таким способом, вдобавок ко всему, иногда возвращается дискуссия вокруг способа формирования Совета Федерации. Это значит, что всем партиям и заинтересованным группам необходимо уже сейчас изучать опыт проведения кампаний в одномандатных округах различным кандидатами, обкатывать различные технологии, искать союзников.