Как, все же, хорошо, что "Известия" могут узнать всё. Потому что откуда бы еще мы тоже всё знали? Вот же совершенно сенсационное и, вроде бы, абсолютно секретное сообщение: на стены коридоров и кабинетов первого корпуса Кремля повесили работы из Академии С.Андрияки. И это серьезно, очень серьезно.
То есть, они там все заменили: "Во властных коридорах произошла смена антуража. Вместо полотен из Русского музея и Третьяковской галереи на стены коридоров и кабинетов первого корпуса Кремля повесили работы из Академии Сергея Андрияки — самого художника и его учеников, всего порядка 130 произведений".
Тут да, присутствует тема картинок из музеев, что напоминает давнишнюю историю о том, как в СССР партсекретаря Романова сняли с Ленинграда за устройство банкета в Эрмитаже, да еще и с едой на музейной посуде. Но, во-первых, это был фейк, а теперь – согласно "Известиям" – взаправду. Во–вторых - не в том дело, то ерунда. С самом деле, чего картинам (там были – пишут в основном пейзажи со старыми видами Кремля и российских городов) лежать в запасниках, пусть дышат.
Но дальше: "Источник в администрации президента рассказал "Известиям", что смена произошла по желанию Владимира Путина - акварели Андрияки украшали коридоры Белого дома в бытность его премьером. Новые картины развесили на втором и третьем этажах главного корпуса Кремля, где находятся приемные президента и главы кремлевской администрации. Акварель появилась и в личной столовой президента".
Далее о материальной составляющей, чтобы не было кривотолков: "В Управлении делами президента "Известиям" пояснили, что картины предоставлены художниками безвозмездно. Сколько времени они провисят в коридорах высшей власти, ответить затруднились - это будет временная экспозиция". Ну, понятно, Путину нравятся - их повесили и время исчисляется временем его нахождения в Кремле, логично.
Теперь о стороне, которая поставила прекрасное: "В Академии живописи и изящных искусств Сергея Андрияки "Известиям" рассказали, что на картинах, отправленных в Кремль, изображены в основном российские пейзажи - Кремлевские соборы, виды Вологды, Костромы, Суздаля, Нижнего Новгорода, Ярославля, а также несколько натюрмортов".Уточнено, что картины Андрияки развесили в Кремле неделю назад, "художник лично выбирал для них места на стенах". Далее провидится мнение искусствоведов, согласно которым картины Андрияки "вполне впишутся в интерьеры Кремля". Ну а чего не вписаться, когда эвон его как отреставрировали. Все в тренде.
Вот в этом и вопрос: в каком именно тренде? Что мы знаем об Андрияке и его школе? Андрияка знаменитый, а через это его школа такая важная, что даже остановка троллейбусов 25 и 45 на Старой Басманной так и называется: "Школа Акварели". Хотя она там никак не рядом, до школы оттуда или назад и - пилить по Токмакову до Гороховского, а там направо, или вперед до Гороховского и долго по нему налево. Таково, значит, было величие Андрияки для городских властей, что они не только выделили ему особняк, но и внесли данный топоним в сетку чрезвычайно исторической Басманной части Москвы.
Ну, это не все. По Арбатско-Покровской линии московского метро курсирует состав "Акварель". Его запустили в 2007-ом, так что Андрияку любили и в московском метро. Вагоны цветные, раскрашенные, на стенах внутри - картины, делающими все эти движущие помещения отчасти похожими на залы прощания в моргах повышенной комфортности. Разумеется, никаких сидений, искусство - положено стоять. Впрочем, мне этот адский поезд давно уже не попадался, года два не видел. Наверное, мне просто везло. А теперь и в Кремле.
И это, несомненно, преемственность развития. Тогда следующий вопрос – от какой точке к какой идет эта линия? Ну, одна из них Путин. А кто начал? Вопрос, конечно, пустой: все знают кто. Эта очевидность отчасти ошеломляет. Оказывается (по крайней мере, эстетически) В.Путин наследует Ю.Лужкову - Андрияка именно его креатура и любовь. Кроме общего изумления есть и локальные выводы.
Во-первых, кто бы мог подумать, что уроженец и долговременный житель Лениграда предпочитает не холодный классицизм графики дворцов на Неве и прочих лаконичных пейзажей и статуй, а разухабистое (в хорошем, конечно, смысле) московское разноцветье, пусть даже иногда и отчасти мутных колеров, кои предъявляет Школа Акварели и лично С.Андрияка?
Во-вторых, коль скоро друг другу наследуют столь полярные политики, то какой вывод? Причина такого наследования не может быть объяснена одной лишь эстетической склонностью. Следует предположить, что тут какая-то иная преемственность, видимо – государственническая, какая ж еще. Крепкий хозяйственник продолжается на федеральном уровне, а творчество С.Андрияки служит тут как бы нотой, скрепляющей весь процесс. Но, если преемственность, то это новый Большой стиль. Большой акварельный, да.
Самое важное. Конкретное спасибо "Известиям", без которых мы бы всего этого не узнали. А ведь что главное для журналиста? Хотя бы по картинкам представлять себе местность, где происходит то, о чем он пишет. Но никто, никто ранее не сообщал о типе фэншуя в рабочих помещениях Кремля (ну да, все эти золотенькие залы – тоже важно, но это дело ритуальное). А тут – да, фэншуй ежедневный. Теперь все могут ощутить, в окружении каких цветов и пейзажей - и в рамках каких вызываемых цветами и пейзажами чувств - рождаются мысли руководства страны о ее действительности.