будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЦИК выборы
Июль 1, 2025
Страна
Жаворонков Симон

«Большой брат» проследит за выборами

«Большой брат» проследит за выборами
800-600_MxQ2hRX
Наблюдатели на выборах. Источник: АГН "Москва" / фото: Никеричев Андрей

Центральная избирательная комиссия подготовила проект постановления, которое регулирует порядок видеонаблюдения в помещениях для голосования на президентских выборах в 2018 году. Об этом в четверг пишет «Коммерсантъ». Организация видеонаблюдения обойдется в 2,7 млрд рублей, впервые камерами могут быть оборудованы территориальные избиркомы, но эффективность всей системы видеонаблюдения от этого может и не повысится.

Напомним, камеры наблюдения на российских избирательных участках впервые появились в 2012 году, когда приписки и прямые фальсификации на думских выборах 2011 года вызвали массовые протесты. Каждый россиянин получил возможность в прямом эфире следить за происходящем на любом избирательном участке страны. Правда, как показала практика, при помощи нововведения бороться с нарушениями закона все равно крайне проблематично.

Во-первых, опытные члены избирательных комиссий могли все делать так, что их нарушения (например, вброс бюллетеней в урны) не были видны с камер. Во-вторых, даже когда нарушения были очевидно заметны, довести дело до отмены результатов выборов крайне проблематично. Например, в 2016 году в ЦИКе обратили вникание на вбросы, которые были совершены на трех избирательных участках, в Ростовской и Нижегородской областях. Между тем постой статистический анализ результатов голосования во многих кавказских республиках показывает, что результаты там просто «нарисованы». А, например, аргументы о том, что, судя по видеонаблюдению, на избирательный участок могли прийти в разы меньше человек, чем отражены в итоговом протоколе, суды предпочитали не замечать.

 
Вскрытие переносной урны /mskagency.ru / фото: Ведяшкин Сергей

Отдельная проблема с тем, как камеры устанавливают. По правилам, в зону их видимости должны попадать места выдачи бюллетеней, избирательные урны, места подсчета бюллетеней и подписания итогового протокола УИК. Сделать это, как правило несложно. Но все требования крайне формализованы, а помещения для голосования везде разные и, порой, слабо приспособлены для этого мероприятия — в результате иногда получается, что хотя правила выполнены, но в помещении остается большая «слепая зона», которой и могут пользоваться фальсификаторы.

Еще одна проблема, на которую давно обращали внимания в оппозиционных партиях и в общественных организациях, которые занимаются контролем за проведением голосования, — непрозрачность работы территориальных (районных) избирательных комиссий. Дело в том, что помещения ТИКов, как правило, находятся в зданиях районных администраций. И если в кабинеты, которые отведены для работы избиркома, наблюдатели и члены комиссии, назначенные партиями и кандидатами, имеют доступ, то кабинеты, которые заняты чиновниками райадминистрации, для них закрыты. А если какая-то фальсификация и происходит, то именно в помещениях, доступ к которым наблюдатели не имеют.

Это серьезная проблема, истоки которой лежат еще в начале 1990-х, когда российская избирательная система только создавалась. Территориальные избирательные комиссии, фактически, не отделены от районных органов власти, так что, зачастую, именно они являются ключевым звеном избирательной вертикали, через которое региональная администрация при желании может продавливать фальсификацию выборов.

 
Полицейский на выборах / mskagency.ru

Пока решить эту проблему ЦИК не может, принято решение впервые оснастить камерами территориальные избиркомы. Они начнут работать после 21 часа, когда закроется последний участок в Калининградской области и можно будет официально объявлять первые результаты голосования.

По новому порядку видеозаписи из ТИКов и УИКов будут хранится 3 месяца. Получить запись можно будет по запросу суда или прокурора, а избиратели смогут запросить разрешение на просмотр видеозаписи, однако в заявке им необходимо будет четко обосновать необходимость просмотра изображения — допущенное, по их мнению, нарушение и его временные границы.

Жаворонков Симон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).