Неделя получилась сильно «правоохранительной». Не в том смысле, что стали сильнее охранять наши права, - подумать такое было бы просто смешно, - а в том смысле, что все темы, в конце концов, сильно замкнулись на состояние правоохранительных органов. И кончилось все это мощным событийным аккордом - то ли подрывом, то ли техническим крушением «Невского экспресса», на котором всего лишь неделю назад радостно катались делегаты «съезда модернизаторов». Ниже я покажу, как это крушение органично вписывается в общую картину.
Но прежде всего, несколько личных впечатлений. Ровно неделю назад мы – группа как бы лояльных модернизации журналистов - должны были отправиться на точно таком же «Невском экспрессе» из Москвы в Питер. Списки составлялись заранее и фамилии счастливцев были опубликованы на сайте «ЕР». Что совершенно не помешало похерить эти списки непосредственно на вокзале. Неприятность эта, впрочем, быстро разрешилась в некоем наспех организованном штабе, где билеты, как контрамарки, выписывались… всем туда подходящим практически под честное слово. Тогда родилась пророческая мрачная шутка: «И тут подошел злой чечен с рюкзаком, набитым гексогеном».
Обратно – списки так и не появились, и всю нашу компанию запускали в последний вагон скопом уже вообще без каких-либо билетов, хотя и по карточке аккредитации, выданной на том же модернизационном съезде. При этом никто, естественно, заранее не предупредил, что сия карточка может зачем-то пригодиться после съезда и иметь функцию проездного билета обратно в Москву. Ее могли выкинуть, забыть, потерять.
Вывод: если бы гипотетическому противнику режима нужно было найти способ угробить всех «лучших представителей политического класса», весь «медведевский авангард», он мог бы это провернуть с легкостью уже на прошлой неделе.
Делая это замечание, я отнюдь не призываю к параноидальной бдительности, тем более, что она вряд ли может что-либо предотвратить, тем более, что я не верю в самостоятельное, не инфильтрованное агентами противоположной стороны подполье, действующее в центральной России. Но следовать собственным правилам явно не помешало бы безотносительно к проблеме терроризма. Если составляете списки – пускайте по спискам! Это не трудно – поставить заслон бардаку, что, в свою очередь, скорее бы оказалось модернизацией режима, чем построение суперкомпьютера…
Теперь о самом подрыве.
Честно говоря, я бы все-таки эту версию немножко подвесил. Слишком быстро обнаружились следы взрывчатки, воронка, и т.д. Да еще кто-то взорвал рядом второе устройство, которое взорвалось «в неполную силу», «когда место его закладки лично осматривал глава СКП РФ Александр Бастрыкин», чтобы совсем было ясно: не технический сход с рельсов, террористы. Без террористов сюжет со скоростью «Невского экспресс а» покатился бы по пути самоподрыва арсенала в Ульяновске, после которого последовали первые «медведевские отставки» силовиков.
Самая первая информация грешила показательными разночтениями. Взрыв в вагоне или под вагоном? Если в вагоне, то откуда воронка? Да и воронка ли это? Пострадавшие то ли слышали хлопок, то ли все и так хлопало непрерывно от проходящих мимо поездов. Отдавая дань объективности, в новостях факт поначалу называли «крушением», а о подрыве говорили все же как об одной из версий, которую надо проверить.
Несомненно, впрочем, другое. Что те, кто до сих пор ездили на «Невском экспрессе», часто ловили себя на мысли: «Когда же, елки-палки, он сойдет с рельсов?», - потому что совсем этот разношерстный состав не похож на скоростные поезда Западной Европы, и тем более, совсем не похоже железнодорожное полотно на полотно скоростной дороги. Не случайно блогер gr_s, например, делится схожими переживаниями: «Якунину, конечно, милее взрыв, желательно теракт, а не износ путевого хозяйства или нарушение каких-нибудь нормативов... И я прям вижу, как сапогами отпихивают от полотна и остатков вагонов тех чудиков, следственных ли, технических ли, которые, не понимая где живут, будут стараться понять, что же там было на самом деле».
Но пускай не бардак, а «подрыв», устроенный непонятным завидно организованным подпольем. Хотя подполье, взрывавшее «Невский экспресс» в 2007 году уже один раз разоблачили. Вырисовываются очень любопытные направления ответных реакций. Первое, что сделали коммунисты Петербурга, забывшие о своих собственных террористических корнях - верноподданически потребовали возвращение смертной казни специально для подрывников Невского экспресса, как будто данные злые субъекты уже имеются в наличие и проблема лишь в том, как с ними поступить. Аналогично отреагировал публицист и общественный деятель Виталий Третьяков:
«Среди жертв - ни одного политика, ни одного человека, причастного к власти. То есть политически теракт совершенно бессмысленный - даже с точки зрения "террористической логики" .
А теперь, господа гуманисты, скажите еще раз:
1. что наличие института смертной казни хотя бы теоретически не могло остановить кого-то из тех, кто этот теракт задумывал и осуществлял,
2. что его организаторы и исполнители заслуживают не смертной казни, а всего лишь поЖИЗНЕННОГО заключения.
Скажите еще раз. И приведите ваши гуманистические аргументы...
Хотелось бы услышать и ответы на эти вопросы членов Конституционного суда России...
Тут много передергиваний. И про то, что на «Невском экспрессе» не было ни одного политика… Мало ли, кто там был, а кого там не было? Что с того, что там был, кстати, наркокурьер и подрывать могли исключительно его по соображениям конкуренции, а пассажиры пошли в качестве расходного материала?
Институции не подменяют собой безопасность. Жизнь в России сегодня мало ценится, что уж никак не лечится смертной казнью. Тем более, что непонятно, кого казнить… Сказочный русский фантомас - Павел Косолапов - по-прежнему в бегах.
Непонятна и логика: чем случай «Невского экспресса» принципиально ужаснее, чем бойня, устроенная милиционером Евсюковым? Или того, как пьяные летчики угробили «Боинг» вместе с пассажирами? Или того, что намедни юриста Магнитского уморили в тюрьме правоохранители пеницитарной системы? Или того, как на пике российско-абхазской дружбы еще одни уличные правоохранители в Москве без причин забили насмерть абхазца? Или того, что на условной российско-украинской границе пограничные охранители условного периметра безусловно застрелили первого в истории российско-украинских отношений перебежчика? Все это происходит буквально сейчас, провоцируя оползень хаотического насилия. Россия сама похожа на «Невский экспресс», разгоняющийся на рельсах сомнительного технического состояния. Слышны странные хлопки, трясет, кто-то лезет на пути с динамитом, кто-то пристраивается с собственной выгодой, кто-то все время врет, спасая погоны…
Только что единоросс Макаров не сдержался и предложил всю охранительную клику разогнать, как окончательно отморозившуюся. По сути, это тот же хлопок на пути «Большого экспресса». Сам министр МВД посоветовал отбиваться от своих подчиненных первой попавшейся в руки кочергой. А тут, как нарочно, взрыв на трассе Москва-Петербург, о себе заявляет неизвестно из какой компьютерной игры вылезший Combat18, кому-то мерещатся один коренастый и один рыжеволосый – явно злодеи, и вся прогрессивная общественность требует… вернуть ей смертную казнь.
А кто ее будет применять? У нас для вас других Евсюковых нет. Получается, что не до разгона теперь, получается наоборот – вручить им в руки топоры! Так ведь и вручат – дело к этому идет. И будет вам традиционная модернизация.