будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия бедность правительство экономика Алексей Кудрин Счетная палата
Июнь 21, 2025
Страна
Табах Антон

Борьба с бедностью

Борьба с бедностью
800-600_S5DBA2l
Алексей Кудрин в Госдуме. Источник: duma.gov.ru

Уровень бедности в России остается высоким, заявил глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Между тем кабмин утверждает, что только за полгода число бедных сократилось на 1,1 млн человек, и намеревается править меры по снижению уровня бедности вдвое. 

Выступая в Госдуме с заключением по отчету об исполнении бюджета на 2017 год, председатель Счетной палаты отметил, что 19,3 миллионов человек, то есть 13,2% населения страны имеют доход ниже прожиточного минимума.

В то же время Кудрин заявил, что реальные доходы населения  в этом году вырастут впервые с 2013 года, передает информационное агентство «Интерфакс». По словам главы СП, «за восемь месяцев они выросли на 2,6%». До этого в течение четырех лет доходы снижались и сократились в общей сложности на 11%.

По словам Татьяны Голиковой, вице-премьера, правительство России вскоре подготовит пакет дополнительных мер по снижению бедности в 2019 году. Она назвала национальной целью снижение уровня бедности вдвое.

 
Татьяна Голикова / АГН "Москва" / фото: Иванко Игорь

«Сейчас мы видим, что те меры, которые есть пока, не дают нам возможности дотянуть снижение в два раза, поэтому мы в настоящее время работаем с экспертным сообществом как по проекту "Демография", так и по необходимости выполнения показателя снижения бедности в два раза. И предполагаем, что в 2019 году как по проекту "Демография", так и по национальной цели снижения бедности мы выйдем с дополнительными мерами по поддержке наших граждан», – приводит информационное агентство ТАСС высказывание Голиковой.

Говоря о тенденции к снижению бедности, вице-премьер подчеркнула, что за первое полугодие этого года число бедных снизилось на 1,1 млн человек. 

О том, как можно сократить уровень бедности, о том, каких ресурсов это потребует и откуда можно взять средства, если можно, с «Полит.ру» поговорил Антон Табах, главный экономист «Эксперт РА», доцент ВШЭ и МГУ.

 
Антон Табах

«Ресурсов для борьбы с бедностью у нас достаточно много – бюджет пухнет даже с учетом нейтрализации нефтяных доходов. И средства на борьбу с бедностью можно брать из разных источников. Какие направления тут есть?

Например. У нас нет проблемы безработицы как таковой, но есть проблема низкокачественных рабочих мест, и есть проблема моногородов и тому подобного. В обоих случаях более или менее известно, что делать: есть разного рода программы с участием государственных и негосударственных корпораций по созданию рабочих мест. Это и есть первая мера по борьбе с бедностью.

Кроме того, уже принят закон о повышении пособия по безработице до минимального размера оплаты труда. Это, с одной стороны, может вытащить часть безработицы на свет, потому что пока у безработных часто просто не было стимула регистрироваться; с другой стороны, у тех, кто все-таки зарегистрируется, будет больше денег на руках. Таким образом, это вторая мера снижения бедности.

Третья мера, которая способствует сокращению уровня бедности, – это образовательные программы, повышение навыков, продвижение новых технологий. Здесь результаты менее очевидны, но тоже более или менее известно, что делать.

 
Открытие образовательного проекта для пожилых людей / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

Откуда именно брать деньги? Частью из федеральных бюджетов, частью – из региональных. Региональные бюджеты сейчас находятся в заметно лучшем положении, чем были года три назад. А частью борьба с бедностью особо денег не требует – требуются скорее институциональные меры. Придется ли ради этого перекраивать бюджет? Естественно, придется – бюджет все-таки документ. Но в принципе по данному вопросу я могу скорее процитировать кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино»: у нас не денег не хватает, у нас ума не хватает.

Если говорить об институциональных мерах, то они нужны разные для разных ситуаций. Проблема бедности в разных субъектах Российской Федерации имеет разную природу. В Москве, к примеру, вопиющая бедность есть среди мигрантов, но это проблема не федерального правительства – здесь скорее нужны меры полицейского характера, меры миграционного контроля. А вторая явная проблема – это проблема низкой зарплаты федеральных служащих в Москве.

Эта тема неоднократно поднималась мэром Москвы Сергеем Собяниным. Ну, видимо, будут какие-то надбавки за крупные города, как это есть в любой крупной стране с неравенством, что в Китае, что в Штатах, что в Бразилии. В регионах проблемы другие – есть, например, проблема многодетных семей и неадекватных детских пособий. Понятно, что пособия надо повышать – но и, положим, надо решать проблему садиков. В каких-то регионах она полностью решена, в каких-то – нет. Это тоже в некотором смысле институциональные проблемы.

 
Семейный детский сад / АГН "Москва" / фото: Ермаков Дмитрий

Тут очень широкий спектр причин, нельзя вкратце описать ситуацию как «у нас все бедные, потому что то-то». Бедность эта очень разная.

Можно ли понять, за счет чего за полгода у нас число бедных сократилось так заметно, на более чем миллион человек? Ну, произошло это по совокупности причин, как часто бывает. Во-первых, стали больше платить в бюджетных организациях. Какая-то часть их работников попадала в категорию бедных, а после прибавки они статистически оттуда выбыли. Кто-то, может быть, покинул наш мир. Кто-то вышел на пенсию – из тех, кто легально не участвовал в рынке труда и как бы прежде не имел доходов, а тут начал их получать.

Ну, и некоторое количество бедных бедно только на бумаге, то есть не имеют официального дохода. Соответственно, меры наподобие легализации самозанятых в какой-то степени статистически уберут и этот фактор», – сказал Антон Табах.

Табах Антон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).