будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума Россия США законотворчество санкции
Июль 12, 2025
Страна
Салин Павел

Борьба с санкциями и их исполнением

Борьба с санкциями и их исполнением
800-600_W7m2bpq
Заседание Госдумы РФ. Источник: duma.gov.ru

Госдума 15 мая приняла в первом чтении законопроекты о контрсанкциях и об уголовной ответственности за исполнение санкций. Ранее оба документа подвергались критике в связи с недостаточной проработанностью. 

Законопроект об ответных санкциях, внесенный в Госдума 13 апреля, критиковали эксперты государственно-правового управления президента, пишет газета «Коммерсантъ», и их замечания к документу составили четыре страницы. В администрации президента выступали против принятия его в первом чтении, утверждает газета. Однако документ был принят; предполагается, что ко второму чтению он будет существенно переработан.

Эта версия законопроекта содержала конкретный перечень отраслевых контрсанкций, многие из которых вызвали обеспокоенность у ознакомивших с ним. Негативно о нем отозвалась и Общественная палата России, отметившая возможность крайне нежелательных последствий принятия подобного законопроекта по меньшей мере для авиастроения и здравоохранения в России. В то же время отказ от конкретики превращает этот документ в бессодержательный, констатировали эксперты.

 
Выставка "Вертолеты России" / АГН "Москва" / фото: Киселев Сергей

Это мнение также высказывали опрошенные изданием депутаты Госдумы.

Что касается документа, вводящего ответственность за выполнение санкций, то он был внесен в Госдуму 14 мая. Согласно ему, за исполнение санкций Запада будет грозить штраф до 500 тысяч рублей, ограничение свободы до трех лет, арест на срок до полугода или лишение свободы до трех лет со штрафом до 200 тысяч рублей. Документ предусматривает введение новой статьи в Уголовный кодекс РФ.

Побеседовать с «Полит.ру» о ситуации, о причинах столь поспешного принятия столь неконкретных и слабо проработанных документов, а также о причинах появления идеи, что за исполнение санкций необходимо наказывать, согласился Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Российской Федерации.

 
Павел Салин

«Ситуация с контрсанкционными законопроектами – это яркое проявление разбалансировки российской государственной машины, которая не имеет стратегических целей, а действует исключительно реактивно. То есть стратегические цели там, в общем, декларируются, но конкретных «дорожных карт» по их достижению нет.

Поэтому игроки в политической системе – различные институты, а в данном случае Госдума – не имеют четкого права действий, не совсем понимают, как именно нужно действовать в конкретной ситуации и ориентируются не на какие-то нормативные документы, а на некие сигналы, идущие от президента. И по-своему эти сигналы интерпретируют.

Вот есть у нас сигнал, что сейчас вся элита должна носом землю рыть, чтобы придумать, как нам реагировать на новые американские санкции – и Государственная Дума предложила свой вариант реагирования. Этот вариант, если говорить о законопроекте по отраслевым контрсанкциям, и по чисто формальным, и по неформальным причинам встретил сопротивление значительной части элит. И, соответственно, президент не дал добро на его принятие в том виде, в котором он был внесен в Госдума 13 апреля, поскольку в результате его принятия ущемлялись бы интересы очень многих игроков.

Ну, а чтобы сохранить лицо и хоть что-то принять (поскольку тот законопроект о контрсанкциях, который будет принят во втором чтении, станет законом ни о чем – законом о том, что правительство имеет право вводить контрсанкции, а оно ведь и так имеет право их водить) то решено было перенести фокус внимания общественности на законопроект об уголовной ответственности. Был еще вариант с расширением так называемого «закона Димы Яковлева», но эта идея сейчас заглохла. То есть все уходит из юридической в абсолютно медийную сферу.

Что же касается принятых в первом чтении законопроектов, то сейчас, после принятия, все забудут о них. Ведь понятно, что законопроект о контрсанкциях по большому счету – именно ни о чем: там даже нет предмета для применения. Этим законом правительству говорят, что у него есть полномочия, которые у него и так есть. А законопроект об уголовной ответственности с юридической точки зрения очень сырой – там не указана даже подведомственность, хотя речь идет о введении новой статьи в Уголовный кодекс, а значит, возникает вопрос, какое ведомство будет заниматься расследованием нарушений по этой статье (у нас в Уголовном кодексе статьи распределены по ведомствам – какой состав преступления какая силовая структура расследует).

 
Сотрудники Следственного Комитета РФ / АГН "Москва" / фото: Любимов Андрей

Так что, думаю, главное здесь – медийная составляющая: нижняя палата парламента должна поставить галочку, что американские санкции не остались без ответа. Можно ли сказать, что принятие этих законопроектов имело во многом символический характер? Сначала хотели ответить по существу – контрсанкциями. Но потом выяснилось, что такой ответ очень дорого обойдется отдельным игрокам. Однако раз уж сказали «А», заявили некую позицию, нельзя же отыгрывать назад, не говорить «Б»! Иначе это ударит по репутации Госдумы как института, который претендует на некоторую гораздо более самостоятельную роль, чем она имела в предыдущие 10 лет.

Значит, если нельзя принять этот закон, нужно с медийной точки зрения сместить акцент на другие моменты, другие законы. Отсюда и появился этот закон об уголовной ответственности. То есть это чистой воды медийная история. Хотя я не уверен, что при определенных обстоятельствах в рамках закона об ответственности за исполнение санкций не появятся два-три уголовных дела. Законом массового применения он не будет, но избирательно заработать может», – объяснил Павел Салин.

Салин Павел
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).