будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
медиа медицина
Июль 4, 2025
Страна

Борис Зингерман: «Пациенты должны принимать решения самостоятельно»

Борис Зингерман: «Пациенты должны принимать решения самостоятельно»
zingerman
Борис Зингерман. Источник: Michael Budashkin / YouTube

Мы продолжаем исследовать медиашторм и его влияние на нашу жизнь и восприятие мира в рамках проекта «Трансформация картины мира в глобальном онлайн-пространстве под влиянием эпидемии COVID-19», который мы проводим совместно с факультетом коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ.

Сегодня мы обсудим, как информационный всплеск воздействует на людей, которые каждый день сталкиваются с последствиями пандемии, для кого информация об эпидемии не просто новости, но напрямую влияет на принятие решений.

У нас в гостях Борис Зингерман, руководитель направления цифровой медицины «Инвитро», основатель стартапа «ТелеПат» (телемедицинские технологии), директор ассоциации производителей и пользователей искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний».

 

Воскресенский: Борис Валентинович, изменилось ли отношение ваших коллег к информации и ее использованию под воздействием медиашторма?

Зингерман: В начале пандемии врачи не до конца понимали, что из себя представляет COVID-19, как его оценивать и лечить. Для системы здравоохранения это крайне необычно. Профессия врача по умолчанию предполагает уверенность в собственных знаниях, ведь иначе невозможно брать на себя ответственность и принимать решения о лечении людей. А в тот момент врачи были растеряны и их растерянность не могла не передаться пациентам.

Приведу пример. Я ежедневно получаю дайджест врачебных новостей от сайта врачи.рф. Вот список заголовков из выпуска 24 апреля: Сотрудники института травматологии им. Вредена записали видео с просьбой о помощи («В нашем отделении заразились почти все»); Глава Бурятии обвинил врачей во вспышке коронавируса; Мишустин поручил следить, чтобы не было отказов в медпомощи людям с тяжелыми заболеваниями.

На фоне вируса стало непонятно, что делать людям, которые должны проходить лечение прямо сейчас. Это стало новой реальностью, в которой мы постарались заменить какие-то стандартные сегменты телемедицинскими решениями. Например, в самом начале апреля главный нефролог Москвы перевел 400 пациентов, которые наблюдались после пересадки почек и печени, на дистанционный мониторинг с нашей системой.

Воскресенский: Правильно ли я понял, что речь идет о кардинальной перестройке здравоохранения?

Зингерман: Это некая новая реальность. Как эту реальность оценивать сегодняшнему здравоохранению, не совсем понятно. Американские исследователи определили, что весной количество амбулаторных визитов к врачам снизилось на 60-70%. Мы должны каким-то образом компенсировать снижение новыми подходами к взаимодействию с пациентами, в первую очередь, телемедицинскими и дистанционными.

Фарзад Мосташари, руководитель IT службы Минздрава США, заявляет, что система здравоохранения больше не сможет, как раньше, ограничиваться периодическими краткими визитами пациентов к врачу. Наши практики будут приносить другой вид дохода и получать финансирование от постоянно действующих программ по уходу за пациентами. От разовых визитов пора переходить к новой форме поддержки, в том числе информационной, которая будет «размазана» во времени и постоянна.

Интересное наблюдение сделала Джулия Ху, директор стартапа Lark. Она сказала, что все сегодняшние системы здравоохранения разработаны под более ранние эпохи, когда основной проблемой являлись острые респираторные заболевания. Однако, к 2020 году почти половина населения США будет болеть хроническими заболеваниями, а четверть — жить с несколькими хроническими заболеваниями. Нам нужна система, которая сможет в ежедневном режиме оказывать помощь половине населения страны. Конечно, никакие врачи не смогут это обеспечить. Нужен искусственный интеллект для решения повседневных рутинных задач, а квалифицированному доктору они должны передаваться только при усложнении.

Эти слова были сказаны, когда о COVID-19 мы еще не знали. Пандемия только обострила проблему. Ведь, как это не странно, на фоне вируса больше всего страдают хронические пациенты, которые не могут обойтись без постоянной медицинской помощи.

Я разделяю крайне важный тезис, озвученный доктором Комаровским: «Мы должны опровергнуть главный принцип советской медицины, выдвинутый еще во времена Семашко: "Болен — иди к врачу!"» Все вопросы традиционно решает врач, а самолечение — ругательство. Но сегодня, чтобы не разрушить здравоохранение, пациенты должны принимать решения самостоятельно, опираясь на ответственное самолечение.

Воскресенский: А врачи с этим согласятся?

Зингерман: В информационном обществе исчезает сакральность медицины. Все предыдущие столетия эта сакральность вытекала из того, что медицинские сведения не были общедоступны. Информационное поле врача и пациента становится одинаковым! Мы все получаем одну и ту же информацию. С одной стороны, у врача есть высокий уровень профессиональной подготовки, который позволяет оценить качество этой информации, отделить «фейки» от фактов. С другой, у пациента появляется больше времени для анализа информации. То, что для врача всего лишь работа, для пациента — его жизнь. Пациенты порой знают о своих заболеваниях больше, чем врачи.

«Доктор, вы прослушали о моей болезни одну лекцию на 4-м курсе, а я с ней 8 лет живу!» (фраза из нашумевшей американской статьи)

Что делает пациент, выйдя от врача: открывает интернет, читает статьи и отзывы о любом врачебном назначении. В следующий визит пациент уже «вооружен». Как бы врач не относился к этой информации, проигнорировать ее вскоре будет трудно.

Воскресенский: Для врача поисковые системы, такие как Гугл или Яндекс, друзья или враги?

Зингерман: Врачи их ненавидят, но от них невозможно избавиться. Постепенно они становятся нашими «главными врачами». Как мы будем соотносить традиционную врачебную деятельность с «доктором Гуглом», пока неясно. За последние десятилетия мы привыкли использовать аббревиатуру СППВР — система поддержки принятия врачебных решений.

Это методы и алгоритмы, которые помогают врачу ставить диагноз, назначать лечение. Врачи принимают их с большим трудом, они не очень хорошо внедряются. Сегодня наступила эра систем поддержки принятия пациентских решений. Нам кажется, что на фоне огромного массива информации, в который погружается пациент, выйдя из кабинета врача, обращаясь к «доктору Гуглу», мы должны помочь ему построить правильную дорожку в информационном море.

Что первым делом видит пациент? Первые поисковые результаты, основанные на неких рекламных политиках Гугла или Яндекса. И в этом состоит главный риск. Первые строчки или даже целые страницы поисковых запросов содержат коммерчески ангажированную информацию. Системы СППВР в будущем смогут помочь пациенту сделать правильный, подтвержденный фактами выбор.

Ключевая проблема системы здравоохранения в том, что врачам некогда говорить с пациентами. Эти разговоры и должен заменить ИИ, который умеет правильно выстроить дорожку среди информационных массивов и выводить пациента на правильный и качественный материал. Это наша первостепенная задача.

Я думаю, что фундаментом нашей системы здравоохранения будущего станет именно ответственное самолечение. Та же система должна выявить момент, когда пациенту с более сложными проблемами нужно обеспечить дистанционное взаимодействие с доктором, который будет заниматься его заболеванием профессионально и при необходимости направит его в госпиталь, где будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь. Подтверждаются мои слова «взрывной» новостью этого месяца из Штатов: за $18,5 млрд был куплен стартап Levongo, который занимается дистанционной поддержкой пациентов с диабетом, психиатрией и психологией.

Воскресенский: Очень интересно. А возможно ли выделить внутри этого, как я понял, глобального и долгосрочного тренда специфическое влияние конкретно пандемии COVID-19, и «инфодемии»?

Зингерман: Да, безусловно. Во время пандемии была продемонстрирована растерянность врачебного сообщества. Это было очень хорошо видно в информационной среде. Отсутствие уверенности и необходимость перерабатывать огромное количество разной информации напрямую передались людям. В результате, объем самостоятельных решений, которые пришлось принимать пациентам, очень сильно возрос и произошло это за короткий период времени. Пандемия пройдет, но привычка пациентов принимать решения самостоятельно не исчезнет вместе c вирусом.

Воскресенский: Борис Валентинович, спасибо. Предлагаю на нашей следующей встрече подробнее поговорить о «Национальной базе медицинских знаний» и, разобрать конкретные кейсы, которые воплощают концепцию ответственного самолечения в жизнь.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).