Настала пора увольнять губернаторов. Пора благодатная в том смысле, что если убрать губернатора сейчас, по осени, то у его сменщика с неблагозвучной приставкой «врио» (временно исполняющий обязанности») будет почти 9 месяцев, чтобы разобраться с функционированием проблемного региона и обезопасить себя на следующих губернаторских выборах. За 9 месяцев можно ребенка выносить, надо думать, что и в хитросплетениях региональной политики и трудностях региональной экономики есть время разобраться.
Такая примерно схема была обкатана перед прошлыми выборами в Подмосковье — врио губернатора Андрей Воробьев, возглавивший регион после внезапного перехода Сергея Шойгу из губернаторов в министерство обороны, в регионе был не то чтобы не популярен, его просто напросто никто не знал. Что не помешало несколько месяцев спустя Воробьеву набрать на губернаторских выборах процент, который бы вполне оценил бывший губернатор региона Борис Громов и столичный мэр Юрий Лужков.
Примерно то же предстоит теперь провернуть и в Ставрополье. Владимир Путин, как неоднократно уже анонсировали СМИ (в последний раз «Известия» сообщили об отставке буквально накануне) отправил в отставку губернатора региона Валерия Зеренкова. Полуофициально отставку связывали с состоянием здоровья губернатора, совсем неофициально — с жалобами местных бизнесменов и политиков на то, что губернатор не может и/или не хочет решать проблемы региона — коррупция вполне процветает, межнациональные проблемы не решаются, клановость вполне себе существует. Недовольство в Кремле мог вызвать и громкий скандал с избранием горсовета города Лермонтов, где депутаты от оппозиционных партий объявили голодовку и добились пересмотров результатов выборов (голодовка, впрочем, началась еще при прежнем губернаторе).
Ставрополье в смысле клановой борьбы регион непростой. Предыдущего губернатора Валерия Гаевского буквально «сожрали» аппаратные конкуренты (версий отставки было много, фамилии назывались самые разные). А его предшественник Валерий Черногоров был вынужден уйти в отставку после триумфальной победы на местных выборах «Справедливой России», которая явно обозначила сильную оппозицию команде губернатора в местном истеблишменте.
Зеренков, похоже, тоже не смог с местными элитами совладать, и это несмотря на то, что в региональной политике он еще с конца 80-х. Может и впрямь — здоровья не хватило. Правда, Владимир Путин обозначил совсем иную причину отставки. Беседуя со сменщиком Зеренкова Владимиром Владимировым, он заявил: «действовавший до настоящего времени руководитель региона попросил использовать его на другом месте работы, и хочу проинформировать Вас о том, что мною подписан Указ о назначении Вас исполняющим обязанности губернатора Ставропольского края».
«Вы связаны со Ставропольем давно, Вы практически родом оттуда, у Вас там родственники, друзья, знакомые», - мотивировал новое кадровое решение президент, упирая еще и на опыт работы Владимирова в других региона России.
Другие регионы — это, прежде всего, Ханты-Мансийский и Ямалоненецкий автономные округа, где и прошла большая часть трудовой биографии Владимира Владимирова. Он действительно родился в Ставрополье, но закончил Уфимский нефтяной технический университет (случилось это в 1997 году). После чего он сделал карьеру на НПЗ «Лукойла» в Когалыме, где дослужился до директора завода. Далее — смена нескольких мест работы (все в нефтегазовой отрасли) и назначение в 2010 году заместителем губернатора Ямало-Ненецкого округа. Новый губернатор края Дмитрий Кобылкин — тоже исторически вышедший из управленцев на газовых производствах, в апреле 2010 назначил его замом, а уже в июне — первым замом.
И вот теперь еще одно повышение. Нет, конечно, на Старополье есть и нефть, и газ. «Наиболее известные месторождения: газа — Северо-Ставропольско-Пелагиадинское (запасы около 229 млрд м³) и Сенгилеевское; газового конденсата — Мирненское и Расшеватское; нефти — Прасковейское», сообщают энциклопедии. И еще богатое трубопроводное хозяйство. Только в остальном два менее схожих региона России еще стоит поискать. Заполярье и самый юг, тундра и степь, автономные почти города ЯНАО, живущие за счет завозимых с Большой Земли припасов, и сельскохозяйственное Ставрополье. А ведь на Ставрополье еще и непосредственно под боком Северный Кавказ с его проблемами. Если составить хронику терактов на территории Ставропольского края — приличная по объему история получится.
И меж тем возобладала иная логика. Понятно, управленец, молодой, выходец с производства, родился в регионе, но не вовлечен в местные клановые разборки. Внешний управленец, так сказать. Для кадровой политики современной России — достаточный набор факторов, чтобы назначить человека губернатором и посмотреть: а вдруг справится.
Всем бы уверенность, что есть в Кремле. «Он на этой малой Родине-то жил или только родился? Приезжать в гости к родственникам и друзьям, это не руководить регионом. Живя и работая в ЯНАО он навряд ли сталкивался с проблемами решения межнациональных проблем, чудовищным уровнем коррупции и этнической преступности. Думаю будет полный провал и сдача позиций русского населения. Его тут просто задавят», - комментирует новость о назначении свеженького губернатора один из ставропольских пользователей почти сразу после объявления. Стало быть, работа Владимирову предстоит большая работа.
В недавнем интервью «Известиям» пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков поведал, что у президента «большая скамейка запасных». «Скамейка запасных достаточно большая. Безусловно, какие-то лица курсируют из одного ведомства в другое, уходят и возвращаются, поскольку руководство страны считает полезным использовать их богатый опыт. Но появляется и большое количество новых людей», - заявил Песков. Назначение нефтяника из Заполярья в Ставрополь губернатором — это, видимо, как раз проходит по разряду «много новых лиц и длинная скамейка запасных». Хотя у Владимирова есть два очевидных конкурентных преимущества перед любыми другими кандидатами. Во-первых, он родился в Ставрополь, во-вторых, его зовут Владимир Владимирович. Для российской кадровой политики вполне достаточно. Как представляется. А что там получится со Ставропольем, «будем посмотреть». Как философски заметил еще один из местных юзеров интернета.