будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Страна
Гельман Владимир

«Бумажные тигры» оппозиции

«Бумажные тигры» оппозиции
x_1f217029
Фрагмент плаката КПРФ

Если характеризовать российские политические партии с помощью прилагательного «самая», то Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), прежде всего, была бы достойна упоминания как «самая скучная». В самом деле, партия, стабильно присутствующая на российской политической сцене, не впечатляет ни своим идейным багажом, ни новизной лозунгов, ни яркостью политических лидеров, ни сколько-нибудь заметной активностью как в парламенте, так за его пределами. Напротив, коммунисты уныло и занудно повторяют на разные лады догмы советского официоза, партию вот уже почти два десятилетия возглавляют второразрядные бюрократы советской эпохи, а вся критика коммунистов в адрес «антинародного режима» остается на уровне заклинаний. КПРФ так и не смогла представить альтернативу властям, достаточно привлекательную с точки зрения предпочтений российских элит, да и общества в целом. Тем не менее, опросы Левада-центра регулярно демонстрируют, что уровень массовой поддержки КПРФ в последние годы остается стабильным – примерно 15-20% сторонников, и практически никто не сомневается, что эта партия сможет сохранить свою фракцию в будущем составе Государственной Думы. Но, конечно, эти показатели не сравнить с ситуацией времен ее расцвета в 1996 году, когда КПРФ и ее союзники контролировали почти половину мест в парламенте, а лидер партии Геннадий Зюганов считался основным фаворитом тогдашних президентских выборов. Что же обусловило нынешнее положение КПРФ, и чего от нее можно ожидать в будущем?

Путь в тупик

После крушения советского режима коммунисты пережили нелегкие времена. В 1991 году Борис Ельцин своими указами официально запретил деятельность коммунистической партии на территории России, а общественное мнение и пресса возлагали на коммунистов ответственность за многочисленные беды прошлого и настоящего страны. Поражение в конфликте 1992-1993 годов между президентом и Верховным Советом России (в составе которого немалую роль играла фракция «Коммунисты России») также ослабило позиции коммунистов. Неудивительно, что перед политиками, пытавшимися воссоздать партию на новой основе, остро встал вопрос о выборе политической стратегии. На первых порах осторожность принесла им немалые выгоды. В 1992 году группа во главе с Геннадием Зюгановым смогла отстоять право на существование коммунистической партии в ходе процесса в Конституционном Суде России, а в феврале 1993 года она стала ядром вновь сформированной и официально узаконенной Коммунистической партии Российской Федерации. Следуя букве закона, представители КПРФ аккуратно дистанцировались от уличных схваток осенью 1993 года. Опираясь на разветвленную сеть партийных ячеек и многочисленных местных активистов почти во всех регионах России, они смогли довольно успешно выступить на думских выборах 1993 года (11.6% голосов, 45 мест в Думе) и особенно 1995 года (22.2% голосов, 157 мест в Думе), утвердив свою монополию как главной оппозиционной партии в стране. Другие коммунистические партии и движения либо стали сателлитами КПРФ, либо оказались маргинальными. Массовое разочарование россиян в политике правительства в условиях глубокого и длительного экономического спада 1990-х годов, казалось, само открывало дорогу для того, чтобы коммунисты смогли вполне легально прийти (или, скорее, вернуться) к власти в ходе выборов.

Однако коммунисты оказались неспособны добиться победы на президентских выборах – как в силу жесткого (вплоть до угрозы государственного переворота) противодействия со стороны команды тогдашнего президента Бориса Ельцина, так и радикализма самой КПРФ, отпугивавшего значительную часть россиян. Идеологически партия, включавшая в себя различные течения, не отличалась последовательностью в выборе программных позиций, но в целом ее основной лозунг можно было бы обозначить как «Back in the USSR». Коммунисты умело использовали ностальгию немалой части россиян по «старым добрым временам» советской эпохи, но были не в состоянии предложить какой-либо иной позитивной программы. Более того, в 1990-е годы партия вынуждена была стремиться к максимальной мобилизации своих активистов и сторонников в целях сохранения своего статуса как единственной «настоящей» оппозиции (в отличие, например, от ЛДПР или «Яблока»), да и собственного организационного единства. Этой цели служили такие демонстративные акции КПРФ, как, например, денонсация Беловежских соглашений в марте 1996 года или попытка импичмента Президента России в мае 1999 года. Хотя такой подход и помогал коммунистам удерживать вокруг себя «ядро» сторонников, но он не позволял им добиться поддержки большинства избирателей, не говоря уже о новом правящем классе – политиках, бизнесменах, чиновниках: они воспринимали КПРФ лишь как партию вчерашнего дня.

Неудивительно, что в августе 1996 года лидеры КПРФ сменили стратегию и официально провозгласили тезис о «врастании во власть». Часть партийных деятелей вошли в состав правительства и в региональные администрации, а сами коммунисты в Государственной Думе довольно успешно вели торг с Кремлем по ряду вопросов политического курса, но при этом систематически отказывались от принятия любых решений, которые изменяли бы политическое статус-кво. Так было и с несостоявшейся попыткой вынесения Думой вотума недоверия кабинету Виктора Черномырдина (осень 1997), и с утверждением под давлением Кремля Сергея Кириенко на посту премьер-министра (апрель 1998), и с провалом голосования по импичменту Ельцина (май 1999), когда часть депутатов от КПРФ не проголосовала за отставку главы государства. В сходном ключе проходила и кампания КПРФ на парламентских выборах 1999 года, главной задачей которой было удержание завоеванных ранее позиций, то есть сохранение статус-кво. Вполне вероятно, что коммунисты рассчитывали на то, что на фоне затяжной череды политических и экономических кризисов в стране власть сама упадет им в руки. Однако скептически настроенные аналитики отмечали, что лидеры партии в тот период и не очень стремились к реальной борьбе за ключевые рычаги управления страной, вполне довольствуясь своим тогдашним положением.

Хотя тактически эти шаги (или, точнее, отсутствие таковых) приносили КПРФ небольшие дивиденды, стратегически они привели к поражению. После выборов 1999 года, когда коммунисты, незначительно увеличив долю поданных за них голосов (24.3%, 88 мест в Думе), лишились статуса ведущей парламентской партии, прежнее «ничегонеделание» оказалось уже невозможным. На первых порах КПРФ пыталась претендовать на роль младшего партнера правящей группы, заключив с прокремлевской фракцией «Единство» соглашение о разделе ряда думских постов и сохранив за собой пост председателя Думы. Однако потенциал КПРФ в итоге был ослаблен, а выгоды от торга оказались символическими – начиная с 2000 года, в парламенте сложилось некоммунистическое конституционное большинство, а партия власти и ее союзники располагали более чем половиной мандатов. Поскольку все значимые решения в Думе могли быть приняты без участия коммунистов, то роль КПРФ в парламенте оказалась косметической. Когда же КПРФ попробовала вернуться к активному протесту, выступив против принятия ряда правительственных законопроектов, наказание не заставило себя ждать: весной 2002 года «Единая Россия» инициировала передел постов председателей парламентских комитетов, добившись отстранения коммунистов. Некоторые из деятелей КПРФ, включая тогдашнего председателя Думы Геннадия Селезнева, выбравшие сохранение своих постов в обмен на лояльность Кремлю, были исключены из партии. Вместе с тем, уровень электоральной поддержки КПРФ после 2000 года начал снижаться как на федеральном, так и на региональном уровне. Разгром коммунистов в ходе думских выборов 2003 года стал логическим завершением этого процесса. В ходе кампании коммунисты стали главной мишенью Кремля: против КПРФ были применены разнообразные средства – от выдвижения альтернативных избирательных списков, призванных расколоть электорат партии, до негативной кампании в масс-медиа и давления на сочувствующих КПРФ губернаторов и представителей бизнеса. КПРФ же вновь следовала прежней стратегии сохранения статус-кво, оставив свои идеологические установки и организационную структуру почти неизменными. Итоги голосования (12,6% голосов и 52 мандата) окончательно лишили КПРФ роли влиятельной оппозиционной партии.

Жизнь после смерти?

В 2000-е годы КПРФ столкнулась сразу с несколькими серьезными вызовами. Во-первых, Кремль не оставлял попыток если не избавиться от коммунистов, то вытеснить их на политическую периферию. КПРФ отбила несколько попыток организовать расколы в партии, избавившись от «несогласных» в своих рядах (так, из КПРФ был исключен бывший вице-спикер Государственной Думы Геннадий Семигин, а его сторонники смещены с партийных постов). В 2007 году при поддержке президентской администрации была создана управляемая левоцентристская партия «Справедливая Россия», призванная отобрать у КПРФ часть голосов ее сторонников. Хотя пока коммунисты больших потерь от конкурентов не понесли, риски давления со стороны Кремля для партии по-прежнему серьезны. Во-вторых, менялся и профиль партийного электората. Если в 1990-е годы типичными избирателями КПРФ выступали пожилые жители малых городов и сел с низким уровнем образования и доходов, то в 2000-е годы в поддержку коммунистов все чаще начали выступать и более молодые и образованные горожане. В то время, как лозунг «Back in the USSR» все чаще ассоциировался уже не с КПРФ, а с партией власти «Единая Россия», коммунисты не могли (да и не хотели) предложить своим избирателям ничего нового взамен. В-третьих, внутри самой партии нарастало понимание бесперспективности консервации статус-кво. Отторгая любые перемены (за которыми неизбежно мог бы встать вопрос и о смене лидерства в партии), Зюганов и его соратники по руководству КПРФ стремились сохранить свое господство в организации любой ценой. Они безжалостно расставались и с молодыми перспективными политиками, и с опытными руководителями региональных организаций, обвиняя их в отходе от партийной линии. Даже численность партийных рядов в этот период заметно сократилась. Демонстрируя политический и идеологический иммобилизм, партия словно впала в спячку в ходе долгой политической зимы. Именно тот факт, что руководство партии систематически пресекало попытки модернизации КПРФ на уровне ее организации, идеологии и методов деятельности, повлек за собой утрату политических перспектив: замкнувшаяся в рамках тесного «гетто» своих сторонников, КПРФ стала безопасным спарринг-партнером Кремля на российской электоральной арене.

Однако в условиях, когда число официально зарегистрированных в стране партий было урезано до семи, КПРФ, по сути, оказалась единственной представленной в парламенте оппозиционной силой, становясь естественным центром притяжения для политиков и избирателей, выступавших против политического режима в стране и/или проводимого правительством политического курса. Хотя это не приносило партии больших дивидендов (на думских выборах 2007 года партия получила лишь 11.6% голосов и 57 мест, а средняя доля голосов за КПРФ на региональных выборах в 2008-2011 годах составила 16.8%), но предотвращало дальнейший упадок коммунистов. Более того, на муниципальных выборах все чаще отмечались случаи, когда кандидаты, выдвинутые КПРФ, одерживали победы над кандидатами «Единой России» (на недавних выборах мэров Иркутска и Братска, Тверской городской думы), хотя некоторые из победивших кандидатов после избрания и вступали в ряды партии власти.

В преддверии голосования 4 декабря 2011 года призывы ряда общественных деятелей к избирателям голосовать за любую партию, кроме «Единой России», также объективно работают в пользу КПРФ. При этом коммунисты становятся сегодня главными бенефициариями нарастания оппозиционных настроений вовсе не благодаря собственной привлекательности в глазах избирателей, а в силу того, что все другие значимые партии либо явно, либо неявно выступают инструментами в руках Кремля, в то время как КПРФ хотя бы частично сохраняет организационную и идеологическую автономию от властей. Нынешнее положение КПРФ как «нишевой» оппозиционной партии отчасти устраивает и президентскую администрацию (поскольку не создает серьезных вызовов правительству и позволяет канализировать недовольство существующим положением дел в стране), и, тем более, самих лидеров партии, позволяя им удерживать свою монополию в суженном оппозиционном сегменте российского политического рынка.

Суммируя, можно сказать, что в 2000-е годы, в условиях становления в России электорального авторитаризма, КПРФ удалось выжить в качестве легитимной малой, хотя и не маргинальной партии за счет отказа коммунистов от стремления достичь любых политических целей, помимо сохранения своего нынешнего статуса. Но есть ли будущее у российских коммунистов - и если да, каково оно? Если электоральный авторитаризм в России останется неизменным и после 2011-2012 годов, то, пожалуй, уровень поддержки партии среди россиян останется примерно на нынешнем уровне или даже возрастет в отсутствие других конкурентов на политическом рынке. В этом случае, скорее всего, вряд ли стоит ожидать и изменений политической стратегии КПРФ – по крайней мере, до тех пор, пока не произойдет смена поколений в руководстве партии. Гораздо сложнее оценивать шансы российских коммунистов в том случае, если и когда произойдет демократизация политической системы страны. Хотя спрос со стороны избирателей на выдвигаемые коммунистами лозунги эгалитаризма и государственного регулирования экономики в России довольно высок, весьма маловероятно, что его смогут удовлетворить представители нынешней КПРФ. Скорее, можно ожидать, что российские коммунисты рискуют разделить участь своих товарищей в Украине, где коммунистическая партия хотя и присутствует на политической сцене страны, но играет второстепенные роли, пребывая в состоянии глубокой деградации. Опыт ряда стран Восточной Европы говорит о том, что бывшие правящие коммунистические партии смогли успешно вписаться в рамки посткоммунистических демократий, только если они вовремя успевали перестроить свои партии по новым правилам игры. Российские коммунисты, упустившие свои шансы в 1990-е годы и отказавшиеся от перемен в 2000-е годы, в 2010-е остаются в тупике политического развития, эксплуатируя мифы прошлого и не предлагая стране адекватной повестки дня на завтра.

Владимир Яковлевич Гельман – кандидат политических наук, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге

Гельман Владимир
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).